Общая характеристика мыслительных операций

Мышление можно рассматривать как психическую деятельность, включающую ряд операций. К основным мыслительным операциям относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составные части.

Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

Сравнение – мыслительная операция, характеризующаяся сопоставлением свойств, отношений предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий.

Обобщение – мыслительная операция, при которой происходит объединение предметов или явлений по определенному признаку.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении у них основного, главного.

Конкретизация – мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.

Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.

По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования проблемной ситуации. Иными словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами.

Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Этот вид мышления особенно характерен для дошкольников и младших школьников.

Абстрактно-логическое мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач.

По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач.

По степени развернутости также выделяют два вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном мышлении. Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.

Выделяют 4 основные функции речи:

выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность высказать свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации, употреблять нужные понятия;

выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, способность вызвать отклик в собеседнике;

воздейственность – способность влиять на других людей.

Выделяют различные виды речи.

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связан с использованием языка вне процессов реального общениям между людьми

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. Устная речь может быть в форме диалога и диалога.

Качества ума.

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.

Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.

Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью, с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность — характерная особенность критического ума. Критический ум — дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

Самостоятельность и критичность ума — необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными, найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум — строго логический ум.

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: