Раздел 1. Значение психологии для человека и общества

    Тема 1. Психология в жизни отдельного человека. (Л-1ч)

 Задачи психологии как науки и практики для человека. Показать человеку ценность самого себя, пробудить интерес человека к самому себе или повысить его. Помочь человеку в познании самого себя, обходиться с самим собой. Окно Джогарри. Область «слепого пятна» как проблема самопознания. Необходимость других людей для самопознания. Помочь в понимании, познании других людей, как общаться с разными людьми, разрешать конфликты и т.д. Принципиальная сложность понимания других людей. Существование предела познания другого человека. Задача помощи в самосовершенствовании. Задача поддержки человека, помощи в разрешении конкретных психологических трудностей, преодолении жизненных невзгод. Помочь человеку реализовать себя в обществе как интегральная задача психологии. Виды психологической помощи, обеспечивающие решение задач.

    Тема 2. Психология и процесс общения между людьми. (Л-3ч)

 Роль общения и психологии общения в современном обществе. Роль общения в жизни и деятельности человека, в процессе его формирования и развития. Общение как сверхсложный творческий процесс. Понятие об общении. Наиболее общие условия возникновения процесса общения. Специфически человеческая ситуация существования: неразрывная связь с обществом и изолированность (экзистенциальное одиночество). Характеристика экзистенциального одиночества. Бегство от экзистенциального одиночества, пути бегства от него, причины бегства. Задача осознания экзистенциального одиночества, два последствия его глубокого переживания – открытие, глубокое познание собственной индивидуальности и изменение качества общения с другими людьми (возможность Истинной Встречи с ними). Основная задача человека в общении с другими людьми. Основные стратегии общения. Основные понятия психологии общения: коммуникативная компетентность, эффективная коммуникация. Причины неэффективной коммуникации. Пути и средства повышения эффективности коммуникации. Обратная связь в процессе общения между людьми. Отношение к обратной связи. Типы подачи обратной связи.

    Тема 3. Тенденции развития психологии как науки. (Л-3ч)

  Задачи психологии в современном обществе. Специфика психологии. Соотношение житейских и научных психологических знаний. Структура современной науки психологии и ее связь с другими науками. Место психологии в системе наук. Основные исторические этапы формирования предмета психологии, развития психологического знания и становления пси­хологии как самостоятельной научной дисциплины. Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие предмета психологии. Основные направления в психологии.Современные тенденции развития психологии как науки.        

    Раздел 2. Психика и ее развитие.

Тема 4. Характеристика предмета и объекта психологии. (Л-2ч)

Представления о предмете психологии на современном этапе ее развития.Понятие о психике на основе методологии современного диалектического материализма. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Формы психики: психические процессы, состояния, свойства и образования. Их общая сравнительная характеристика. Физиологические основы психики: мозг и психика (основные блоки го­ловного мозга и их функции, функциональная асимметрия мозга).

    Тема 5. Психика как отражение. (Л-2ч)

Формы отражения объективного мира (физическая, раздражимость, чувствительность), их общая сравнительная характеристика. Психика как форма отражения. Специфические свойства психического отражения. Материалистический критерий возникновения психики. Другие точки зрения о критерии психического.

    Тема 6. Структура психики. (Л-2ч)

Структура психики: сознание и бессознательное. Сознание как высший уровень психики. Сознание как совокупность высших психических функций. Структура сознания. Функции сознания. Сознание как парадокс. Новейшие экспериментальные данные о природе сознания. Границы сознания. Бессознательное и проблема его определения. Роль бессознательного в жизни человека. Структура бессознательных явлений психики по Ю.Б.Гиппенрейтер: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. Их характеристика. Защитные механизмы личности. Соотношение сознания и бессознательного. Процесс образования умений и навыков. Привычки человека.

     МОДУЛЬ 2. Психические свойства личности и их самопознание.

    Раздел 3. Психологический склад личности.

Тема 7. Понимание личности в отечественной психологии. (Л-0ч)

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Соотношение понятий. Понятие о личности. Отличительные признаки свойств личности. Роль биологического и социального в личности. Структура личности: различные подходы к ее трактовке в отечественной психологии.

    Тема 8. Понимание личности в зарубежной психологии. (Л-0ч)

Движущие силы развития и понимание личности в зарубежной психологии. Основные положения теорий личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, Р.Мэй, Э.Берн).

    Тема 9. Уровни развития личности. (Л-0ч)

Проблема психической нормы. Понятие о неврозах личности. Зрелость личности. Качества и установки зрелой (самоактуализирующейся) личности. Пути и средства развития личности, условия самореализации индивидуальности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

    Раздел 4. Характеристика психических свойств личности, их формирования и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: