Какова коммуникативная цель речи учителя?

 

Коммуникативная цель — первый жанрообразующий признак, выделяемый Т. В. Шмелевой.

Цель объяснительной речи учителя — формирование знаний, умений, убеждений. Информирующая функция — главная в процессе объяснения нового материала, но специфика названной речи именно в обеспечении усвоения информации, получении нового представления о предмете речи. Учитель должен: 1) сообщить новое, ранее не известное знание об исследуемом объекте; 2) дать возможность ученику почувствовать достоверность этого знания, показать ход, процесс его получения, обеспечить принятие информации школьниками; 3) представляя процесс логического вывода, раскрыть метод, который может быть использован в дальнейшем для получения новых знаний, т. е. вооружить методом познания. Эти операции со знанием на этапе объяснения нового материала, описываемые методикой, в полной мере соотносятся с коммуникативной целью.

В педагогической риторике разработана типология коммуникативного намерения. Эта типология включает в себя такие действия, как проинформировать, убедить, внушить, побудить к действию. Специфика объяснительной речи учителя такова, что содержит, на наш взгляд, все данные ключевые моменты при превалирующем — информировать. К проходящей через все речевое произведение информации на разных этапах объяснения подключаются и параметры: убедить — склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы, апеллируя в первую очередь к разуму собеседников; внушить — обратиться не только к разуму, но и чувствам учеников, а на конечном этапе объяснения «побудить к действию» — призвать, убедить собеседника в необходимости действия определенным образом. Эти дополнительные параметры задает нам параметр адресат речи — коллективная ученическая аудитория. Постановка коммуникативной цели, диктуя условия всему речевому произведению, обусловливает определенное речевое поведение.

 

 

В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора?

 

Жанровая форма речи находится в зависимости от автора, адресата, от их отношений, от того эффекта, который автор стремится произвести на слушателей. Эти признаки находятся во взаимодействии.

Можно также попытаться установить и обратную связь между параметрами образ автора, образ адресата и самим речевым жанром: для отправителя жанр является руководством к действию или организатором слова, а для адресата — комплексом ожиданий, которые оправдываются или не оправдываются в процессе коммуникации.

Образ автора формируется из совокупности многочисленных качеств и свойств личности, проявляющихся в своеобразии выбираемых вербальных и невербальных средств. Учитель как руководитель по-разному осуществляет взаимодействие с классом, и это определяет его индивидуальный стиль. Сошлемся на слова известного учителя Е. Н. Ильина, ставшие афоризмом: «Прежде чем дойти до кого-то, надо дойти до себя, лишь это дает право на свой путь к другому».

Т. В. Шмелева, рассматривая образ автора как обязательный компонент смысловой структуры жанра, пишет: «РЖ конструируется автором, «разыгрывается» им в соответствии с его замыслом или речевым мастерством и проявляется в таких параметрах, как полномочия, авторитет, информированность, заинтересованность».

Авторское изложение может быть двояким: 1) презентативный тип — объективное, когда автор не высказывает своего отношения к изображаемому; 2) экспозитивный, когда автор, прямо или косвенно, высказывает свое мнение. Например:

«Я не разделяю довольно распространенного мнения, будто Александр благодаря хлопотам бабушки получил хорошее воспитание, он был воспитан хлопотливо, но не хорошо, и не хорошо именно потому, что слишком хлопотливо».

Не требует доказательств то обстоятельство, что шансы на то, что объяснительная речь состоится, будут значительно выше у учителя с более глубокими знаниями, широким кругозором, «быстрым» умом. Поэтому информированность — особенно важный компонент образа автора на этапе объяснения нового материала. Однако набор требований к учителю не исчерпывается знаниями.

Учителю предоставлены определенные полномочия. Он выступает как носитель определенного статуса, играет эту роль и, следовательно, говорит так, как требует эта роль. Однако он не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога не должны восприниматься только как исполнение долга. Авторитет учителя, его потерю, пути завоевания описывают в своих статьях, книгах многие учителя, методисты, придавая этому параметру очень большое значение.

Нужна работа над тем, как представить себя в речи, соблюдать правильный стиль общения и педагогический такт. Все это требует развития коммуникативных умений, развернутую характеристику которых дает А. Н. Леонтьев:

— владеть социальной перцепцией или «чтением по лицу»;

— понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние и т. п. по внешним признакам;

— «подавать себя» в общении с учащимися;

— оптимально строить свою речь, т. е. умение речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися;

— владеть «гностическими» умениями, связанными с осознанием, систематизацией и переносом информации.

Представляя себя в речи, учитель должен обращать внимание на эти параметры, связанные с коммуникативным поведением, что подразумевает не просто процесс передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: