double arrow

Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений?


 

Как инициатор общения, учитель пользуется различными речевыми приемами, характерными для устной формы речи, направленными на:

— установление контакта с аудиторией, поддержание внимания класса;

— то, чтобы яснее и точнее донести до учащихся излагаемую информацию;

— то, чтобы школьникам легче было следить за развитием мысли учителя.

 

 

Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса?

 

Использование речевых клише, направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учащихся равноправными участниками происходящего. Благодаря использованию этих клише создается эффект сотрудничества в работе, совместной познавательной деятельности. Ученики как бы самостоятельно под руководством учителя открывают новые знания, добывают их.

Что же это за речевые клише? Личное местоимение «мы» (иногда оно отсутствует) и глагол в форме 1-го лица множественного числа помогают построить такие клишированные выражения: «Мы слушаем», «Остановимся на примерах» и т. д.

Демонстрация зависимости от слушателя, уважение к аудитории — еще один важнейший прием, направленный на поддержание внимания школьников на уроке. Суть этого приема заключается в том, что учитель, выражая вежливость по отношению к ученикам, создает доверительную атмосферу на уроке; он не навязывает свою линию поведения школьникам, а советуется с ними, как бы спрашивает разрешения переходить к следующему вопросу: «Если Вы это поняли, можно идти дальше...», «Если вы согласны с..., переходим к рассмотрению...».




Употребление риторических вопросов в речи учителя. Риторический вопрос не требует ответа; учитель задает его и отвечает на него сам. Каковы же его функции? Этот вопрос привлекает внимание учащихся к последующей информации, актуализирует положение, представляющееся важным. Именно в этой функции риторический вопрос наиболее часто звучит на уроке.

Использование контактоустанавливающих вопросов в речи учителя («Ведь так? Верно? Да? Вы согласны?»). Эти вопросы не требуют реального ответа, а требуют лишь невербального подтверждения того, что учителя слушают (взгляд, направленный на учителя, кивок головой в знак согласия, сопровождаемый часто словами: «Угу! Да, да!» и т. д.).

Отметим и невербальные средства установления контакта с классом, которые входят в арсенал приемов, используемых учителем. Это и голос (прежде всего тон речи, темп, громкость, логическое ударение, паузы), и жесты, и движения.

 

 







Сейчас читают про: