Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче было следить за развитием мысли учителя?

 

К этой группе относятся, прежде всего, речевые сигналы. Это отдельные слова, выражения, фразы, которые являются своеобразными сигналами, подсказывающими учащимся общее содержание, структурно-смысловые компоненты последующего сообщения учителя. Таким образом происходит предвосхищение, предугадывание информации. А это, в свою очередь, помогает учащимся следить за развитием мысли учителя, способствует более легкому усвоению материала. Перечислим основные речевые сигналы:

сигналы, отграничивающие новое от предшествующего, сигналы перехода к следующей мысли, к следующему положению: «Прежде всего...», «Дальше...», «Далее...», «А теперь...», «Затем...», «Кроме того...», «Помимо этого...», «Во-первых...», «Во-вторых...», «В-третьих...», «Наконец...», «Обратимся к рассмотрению следующего признака (условия, причины)...», «Начну с...», «Перехожу к следующему...»;

сигналы, свидетельствующие о том, что далее последует обобщение сказанного, вывод: «Таким образом...», «Итак...», «Значит...», «Следовательно...», «Подведем итоги...», «Сделаем вывод...», «Обобщим сказанное...»;

сигналы перехода от общего к частному, к иллюстративному материалу: «Рассмотрим такие (следующие) примеры...», «Допустим...», «К примеру...», «Например...», «Предположим...», «Обратимся к примерам...».

Иногда учитель пользуется приемом «обнаженной стратегии»: объявляя тему и задачи урока, он заранее сообщает план последующего объяснения или план всего урока («Сначала я расскажу вам о..., затем вы узнаете о..., и лишь потом познакомитесь с...», «Во-первых, мы будем разбирать... затем Вы узнаете о... и лишь потом познакомитесь с...», «Я перехожу ко второму условию...»), а иногда этот план записывается на доске; тем самым учитель помогает учащимся следить за развитием его мысли.


Раздел IV

 


ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

 

Глава 1

 

Объяснительный монолог

Как педагогический речевой жанр

 

 

В чем заключается специфика монолога учителя? Какие разновидности объяснения с точки зрения изучаемого материала существуют?

 

Объяснительный монолог учителя — одно из самых важных на уроке речевых произведений. Четкая, определенным образом организованная речевая структура объяснения даст возможность учащимся следить за мыслью учителя, понимать, для чего нужны те или иные доказательства, предугадывать ход рассуждения и учиться использовать образцы речи учителя для построения собственных высказываний. Диалог в количественном отношении он даже более частотен на уроках. Но в отличие от разговорных речевых жанров при подготовке к уроку монолог первичен — работа над ним дает целостное, логичное, подготовленное произведение, на основе которого начинающему учителю гораздо «удобнее» работать над педагогическим диалогом.

Необходимо осознавать разновидность объяснения с точки зрения содержания изучаемого материала. Разновидности объяснительных текстов, особенности функционирования объяснительной речи учителя обусловлены разнородностью содержания изучаемого и присутствуют с разной степенью частотности как на уроках русского языка и литературы, так, например, на занятиях по биологии, истории, химии. Объясняться могут понятия, закономерности (теоретический уровень), факты (фактологический уровень). Как аспект изучения можно назвать также объяснение знаний о способах деятельности.

Каждая наука оперирует понятиями, отражающими тот или иной круг явлений. Понятие — логически оформленная мысль о предмете, явлении, в которой систематизированы существенные его признаки. Усвоение понятий составляет основу обучения.

«Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности Земли от одного географического полюса к другому. В каждой точке поверхности Земли меридиан направлен на север и на юг. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину».

«Согласование — способ связи в словосочетании. Зависимое слово при этом способе ставится в таких же формах, что и главное. Слова согласуются в роде, числе, падеже».

При объяснении закономерностей показываются связи между явлениями,например:

«Запятая между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, обозначают одновременно или последовательно происходящие события».

Эти разновидности объяснения взаимопроникающие и взаимодействующие.

«Если главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже, то...».

Знание фактов, получение таких знаний также важно при обучении. Факты могут просто излагаться:

«Термин частица является русским переводом латинского слова particula. В русской филологии термин частица широко вводится языковедами в 18 веке. В то время к частицам относили все служебные части речи...».

Кроме того, факты могут объясняться:

«Русский флот в ходе Северной войны стал самым сильным на Балтике. Это во многом содействовало тому, что Швеция наконец пошла на мирные переговоры с Россией, на которые раньше не соглашалась».

В содержание обучения входит также обучение способам деятельности (инструктивный характер объяснения):

«Чтобы определить, как пишется не- с краткими прилагательными, надо посмотреть, употребляется ли слово без не-. Если нет, значит пишем слитно...».

В реальных условиях урока объяснительная речь, как правило, включает несколько разновидностей при одной основной.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: