Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст?

 

Объяснительная речь учителя представляет собой результат «обработки» первоисточника — информации, данной в школьном учебнике и методических пособиях. Таким образом, учитель создает вторичный текст, предъявляя информацию в форме сравнения изучаемых понятий.

Такой текст обладает определенной семантико-синтаксической структурой, имеет определенное композиционное построение и являет собой особую языковую реализацию стилевых черт учебно-научного текста.

Коммуникативная задача. Основная функция, присущая научному стилю, — коммуникативно-информативная — в интересующем нас типе текста как бы приобретает дополнительное значение. Это связано с тем, что учебно-научные высказывания тематически ограничиваются изложением основ наук и отличаются своей дидактической направленностью; важно разграничивать смешиваемые понятия, показать сходство на первый взгляд несопоставимых понятий. Конкретная целевая установка коммуникации — сообщение информации, призванной обучать, объяснять, — отражается в способе предъявления и расположения материала, в отборе содержания, в характере его изложения и оформления.

Композиционно-структурные особенности. Интересующему нас типу текста присущ подчеркнуто логический стиль изложения материала, что находит отражение и в четкой композиции текста.

Для подобных текстов характерно вступление (начало), в котором, как правило, формулируется тема высказывания, его цель, мотивируется выбор темы и т. д.

Создавая объяснительный текст сравнительного характера, во вступительной части учитель объясняет, почему он обратился к конкретной теме:

«Чтобы не смешивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, нам необходимо знать, чем они отличаются. Я объясню вам, как их различать».

В основной части объяснительного текста сравнительного характера мы выделяем следующие элементы: изложение теоретического положения (или ряда теоретических положений), приведение примеров, подтверждающих их, и объяснение этих примеров. Можно по-разному скомпоновать эти части (сначала изложить всю теорию, затем каждое теоретическое положение подтвердить примером и объяснить его или же изложить теорию подробно, по частям, каждый раз сопровождая ее иллюстрациями и их объяснением).

Разная компоновка структурных элементов основной части, как видно из примеров, влечет за собой и различное количество примеров: в одном случае можно показать на одном примере все отличительные (или сходные) признаки сравниваемых понятий, в другом — возникает необходимость привести новые примеры (хотя учитель может проанализировать и приведенный ранее пример).

Основная часть сравнительного текста может быть построена как последовательное или параллельное сравнение.

Когда вы строите высказывание, в основу которого положено параллельное сравнение, структура его такова:

— указывается первый сопоставимый признак у обоих сравниваемых объектов;

— указывается второй сопоставимый признак у сравниваемых объектов (третий и т. д.);

— делается вывод.

Структура высказывания, построенного как последовательное сравнение, такова:

— указываются признаки первого из сравниваемых объектов (но не все подряд, а лишь те, которые требует формулировка темы!);

— указываются признаки второго из сравниваемых объектов обязательно в сравнении с признаками первого предмета (иначе сравнения не произойдет, оно будет подменено описанием);

— делается вывод.

Объяснение завершается концовкой, в которой подводятся итоги: «Итак, мы познакомились с отличительными признаками... и теперь, надеюсь, вы не будете смешивать...».

Такое построение речи учителя базируется на аргументативном объяснении и обеспечивает последовательное развитие темы, поэтапное развертывание доказательств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: