Структура философского знания

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о
первоначалах всего сущего.
. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это
раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.
Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности
и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы
познавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли,
необходимых для рационального познания в любой области знания.
(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика
отношений и т. д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементами
объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:
. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,
человека в нём.
. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения
до космического будущего.)
. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и
значение культуры.
. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-
мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
. Философия истории.
. История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:
. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих
закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод
познания.
. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к
миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию
эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию
искусства.).
. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль,
нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон
жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами
оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых
классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

 











































Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Индия: Только брахманы занимались философией (недоступное для других каст знание) Цель философии: освободиться от перерождений(сансары), ведёт к Мокше. Особенности: -сотериологический характер-священное знание. -Философия предельно оторвана от реальности (носит мистический характер)-Философия личного спасения

1Брахман-чистые сущности (начало мира)2Атман—духовное воплощение Брахмана проявляющееся в индивидуальной человеческой душе3Пракрити(эволюционирующее начало мира) и Пуруша (устойчивость мира)4Манос-чистота осознания Пуруши(обладает чистым познанием)Важность психофизиологической практики. Брахманистские ортодоксальные школы: 1веданта 2мишанса3ньяя4санкхья5вайшешика6йога Неортодоксальные: 1джайнум2буддизм 3адживика4локаята-червака

Китай: В Древнекитайской философии нумерология являлась тем, что упорядочевает всё(комбинаторика) Особенности: -ориентирована на проблемы общественного существования(в Китае часто происходила смена власти из-за кочевников)-архаичность культуры (культ предков) -холизм-целостность и единообразие всего в мире-всеобщая одушевлённость(панпсихизм)-символизм-ассоциативное мышление-интуитивизм в восприятии мира-ценностное восприятие действительности-книжный характер культуры вцелом. Конфуций «учение о благородном муже»:-есть основа гармонии в об-ве, порождает гармонию в мире.Лао-цзы – «человек-вещь, соворённая небои. От человека не может зависеть порядок» Дао-путь естественной гармонии –«недеяние» (несопротивление гармони).

 

Основные причины появления античной философии.

Предпосылки зарождения философии:

· Разделение труда

· Увеличение количества свободного времени

· Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний

· Захватнические войны – рабовладение

· Разделение города и деревни

· Развитие торговли – путешествия – обмен опытом

· Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.

 

Проблема первоначала в Милетской школе натурфилософии.

Натурфилософия – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познания связей и закономерностей природных явлений.

Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

– Фалес – астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

– Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

– Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: