Общая методика систематизации

Систематизация  и предметизация

Документов

в библиотеке общеобразовательного
учреждения

 

Методические рекомендации

2-е издание, дополненное и исправленное.

Красноярск

2004

Систематизация документа – это определение классификационного индекса произведения печати или другого документа (слайды, диапозитивы, видео, диски, CD-ROM и т.д.)

Гост 7.59-90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации

С введением в библиотеках ОУ электронного каталога к вопросу систематизации предъявляются особые требования.

Определяется более точный адрес документа, максимальное количество ключевых слов, выделение предметных рубрик.

Все это делается для оперативного и многоаспектного удовлетворения информационного запроса пользователя.

Основные принципы систематизации: научность, единообразие, информативность классификационных решений. В библиотеках ОУ систематизация документов производится по таблицам: Библиотечно-библиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек−3-е изд., исп. и доп. -  М.: Либерия, 1998.

Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати (издание) или другой документ, его составная часть (статья, глава и т.д.). Неопубликованные материалы (рефераты, доклады  и т.д.), аудиовизуальные документы, электронные издания.

Задача систематизации - с необходимой полнотой представить содержание документа в виде классификационных индексов, предметных рубрик, набора ключевых слов в целях создания и использования  электронного и систематических каталогов, организации  ресурсных фондов.

Выполняется систематизация по рабочим таблицам классификации, которые отражают особенности структуры и степень детализации конкретного систематического каталога и систематической расстановки определенных фондов. Рабочие таблицы создаются в результате уточнения типографского издания таблиц ББК: устанавливается, какие деления будут использоваться в  электронном, систематическом каталоге, а какие будут применяться для систематической расстановки документов на полке. Буква К определяет каталожные индексы, буква П - полочные.

На основе принятого классификационного решения по рабочим таблицам, используя алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу, разыскиваются соответствующие деления, определяется полный индекс. А на его основе полочный (шифр книги) и каталожный индексы.

Полный индекс показывает, в каком отделе (или отделах) систематического (электронного) каталога эта книга отражена. Он включает индексы всех подразделений каталога, в которых должна быть отражена книга.  Все эти индексы соединяются знаком + (плюс), причем на первом месте указывается индекс отдела, в котором находится документ на полке, а потом остальные. По полному индексу можно найти все карточки на данный документ в систематическом каталоге, что необходимо, при исключении карточек из каталога в случае списания документа. 

Полный индекс размещают в правом нижнем углу, 3 строка снизу, каждой карточки каталога. В отдел каталога, соответствующий первому индексу, помещается основная карточка, в остальные отделы - дополнительные карточки.

Полнота библиографического описания документов на основной и дополнительной карточках одинакова, различаются они только индексами.

Полочный индекс - это индекс хранения документа на полке.

Вместе с авторским знаком (Хавкина Л.Б. Таблица авторских знаков - любое изд.) этот индекс служит шифром документа.

Шифр документа проставляется на титульном листе, на обложке, на книжном формуляре и в левом верхнем углу всех каталожных карточек, для всех каталогов.

В левом нижнем углу каждой карточки (основной и дополнительных) указывается каталожный индекс. Согласно которого данная карточка включается в соответствующий отдел каталога.

В отличие от полочного индекса, который остается неизменным на всех карточках на данный документ, каталожный индекс на дополнительных карточках будет разным.

Каталожный индекс совпадает с полным индексом, если произведение печати отражается в одном отделе систематического каталога.

 

Примеры карточек:

Основная карточка

 

74.200.58 Кудрявцева, Е.

К88           Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.

                                                            74.200.58+ 85.7+68

 

Добавочная карточка №1

 74.200.58 Кудрявцева, Е.

К88            Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.

                                                               85.7__

 

Добавочная карточка №2

 

74.200.58 Кудрявцева, Е.                                                К88            Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил

.

68                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

При компьютерной обработке изданий на карточке проставляется полный и полочный индексы, каталожные индексы проставляются дополнительно.

Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей.

Поэтому весь фонд библиотеки ОУ делится на несколько частей или фондов.

 

1. литература для возрастной группы 7 лет;

2. литература для возрастной группы 8-9 лет;

3. литература для возрастной группы 10-15 лет;

4. литература для возрастной группы 15-17 лет;

5. литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей

6.  Фонд аудио (видео) изданий, фонд электронных изданий.

 

(Вопросы организации фонда основного книгохранилища, дублетных фондов здесь не затрагиваются)

 

Организация и систематизация каждого из этих фондов имеет свою специфику, определяющуюся характером литературы и возрастными особенностями детей, поэтому на книжных полках каждый фонд расставляется отдельно.

Также рекомендуется вести отдельные систематические каталоги для учащихся и педагогов - Система каталогов и картотек в библиотеке ОУ: метод рек. – Красноярск, ИПК РО, 2003

 

Чтобы облегчить библиотекарю использование нескольких фондов во время работы, а также расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение.

 

1.Литература для возрастной группы 7лет не систематизируются и расставляются на полках в общем алфавите; выделяются отдельные темы: «О родине», «В мире животных», «Учимся читать и писать» и т.д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком:

 

Д

М30 Маршак С.Я.

Азбука в стихах и картинках

2.Литература для возрастной группы 8-9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение «Мл»:

 

Мл 85

С 30 Семенов О.С.

Иван Билибин: Рассказ о художнике

3.Литература для возрастной группы 10-15лет составляет основную часть фонда библиотеки ОУ, она систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам ББК, с указанием возраста  «Ст».

 

4.Литература для возрастной группы 15-17лет собирается только в библиотеках ОУ, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы

 

5. Литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей систематизируется по таблицам ББК, приложение №3 «Структура систематического каталога научно-методической и педагогической литературы для учителей в школьных библиотеках»

 

6.Фонд аудио(видео) изданий, фонд электронных изданий систематизируются и расставляются на полках по необходимым для них разделам основных таблиц ББК, совместно для всех возрастных групп.


Общая методика систематизации

1.Определяющим моментом при систематизации является содержание книги.

Признаки, не связанные непосредственно с содержанием, выступают, как правило, в качестве вторичных. Например, «Теория вероятностей для астрономов и физиков» должна быть отражена в отделе математики под индексом «22.17 Теория вероятностей. Математическая статистика», а не в отделе астрономии; «Театральная энциклопедия»− под индексом 85.33, а не 92.

Основным принципом систематизацииявляется предпочтение частного, конкретного вопроса общему. Например, литература о химическом составе отдельных природных объектов − земной коры, воды, воздуха, почвы, живых организмов относится к этим объектам, а не к химическим наукам.   Химический состав земной коры - 26.21, а не 24; воды, воздуха - 26.23; почвы - 40; и т.д.

Принцип научной объективности требует раскрытия документа с наибольшей полнотой его содержания

2.Повторное отражение документов в каталогах (электронный, систематический) применяется для многостороннего раскрытия содержания документа, где рассматриваются два или несколько вопросов, предметов. Вэтом случае при определении основного индекса учитывается, чему в книге уделено больше внимания. Если нет оснований отдать предпочтение тому или иному вопросу, то документу присваивается индекс предмета, отраженного первым в классификационном ряду, и дополнительный индекс, соответствующий второму предмету.

3. Систематизация документов по аспекту рассмотрения предмета, о соотношениях и взаимосвязях предмета:

 а) Документ  о предмете, который, относится, к какой либо области знания или отрасли практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности, относится к той науке, с точки зрения, которой рассматривается предмет. Например, «Психолого-педагогические основы обучения математики» получит индекс 74.262.21 Методика преподавания математики, дополнительный индекс 88 Психология.

б). Документ об использовании положений, законов и методов, какой – либо науки или отрасли практической деятельности в других науках или отраслях практики относятся к областям применения. Так, например, документы по акустике собираются в соответствующем подразделении раздела «22.3 Физика», но литература по музыкальной акустике относится к музыке «85.31», по электроакустике – к радиоэлектронике «32.97»

в) Документы общего характера о практическом применении данной науки во многих или нескольких отраслях собираются в общей части раздела соответствующей науки. Так, к разделу «26.1 Геодезические науки. Картография» относятся литература общего характера о прикладной геодезии в целом. Но документы о геодезических работах при мелиорации, в строительстве и т. д. относятся к соответствующим подразделениям классификации «40 Естественные и технические основы сельского хозяйства», «38 Строительство»

г) Науки, являющиеся переходными, промежуточными, отнесены к тем отраслям, из потребности которых они возникли. Так, астрофизика относится к «22.6 Астрономия», биофизика к биологии «28».

д)Документы, где речь идет о влиянии, воздействии принципов и правил, какой- либо науки или отрасли практики на другие науки или отрасли практики относятся к областям, испытывающим влияние, воздействие. Например, если в документе о ледниках и климате рассматривается влияние климата на ледники, то документ получит индекс 26.222.8, где собирается информация о ледниках.

4. Документы, в которых рассматриваются три или более предмета или предмет освещается в трех и более аспектах, относятся к обобщающемуся делению. Например, в документе рассматриваются одновременно вопросы садоводства, огородничества, полеводства, относятся к обобщающемуся делению «42 Специальное (частное) растениеводство»

Документы, освещающие вопросы не получившие основного места в таблицах ББК и рассматриваемые многосторонне, в разрезе ряда дисциплин, относятся, как правило, к отделам, в которых представлены теоретические науки, или к отделам, где данные вопросы освещаются с точки зрения их использования.

Например, в документе полезные ископаемые характеризуются с позиций различных отраслей знания и практической деятельности, систематизируются в разделе естественных наук 26.34,а не в разделе прикладных наук 33, где представлены вопросы их добычи, переработки и использования.

Документы, в которых изложение специальной научной дисциплины сочетается с изложением более общей дисциплины, относится к специальной частной дисциплине.

Так книга «Ботаника с основами общей биологии» должна быть отражена в разделе ботаники 28.5.

Многотомные издания систематизируются по общему содержанию, а отдельные тома, имеющие характерные заглавия, на которые составлены дополнительные карточки, повторно отражаются в соответствии с их содержанием.

Например, Современное естествознание: Энциклопедия в 10 т. – ББК. 20 Естественные науки в целом.

Т.1 Физическая химия – индекс 20+ 24.5 Физическая химия. Химическая физика

Т.2 Математика. Механика. – индекс 20+ 22.1 Математика + 22.2 Механика.

 

5. Документы, освещающие историю науки (отрасли, предмета) в целом или нескольких отраслей наук собираются под индексом 72.3 История науки

6.Документы по истории отдельных отраслей науки или практической деятельности относятся к соответствующим разделам классификации

7.Документы   о жизни и деятельности ученых, писателях, художников, государственных и общественных деятелях и т. д. относятся относиться к соответствующим отраслевым отделам классификации.

8. Документы по краеведению (Красноярский край) систематизируются в соответствующих делениях классификации, согласно содержанию документа, с применением типового деления. (253.8 Восточная Сибирь), или перед индексом классификации ставить буку «К»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: