Немецкая классическая философия Канта и Гегеля

Основные идеи философии И. Канта. Это родоначальник классич. немецкой философии, который обосновал сомнение в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «докритический» и «критический». В «докритическом» периоде Кант развил учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об истор. развитии космич. тел, выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы и т. п.

В работах «критического» периода Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, осуществив «коперниканский переворот в философии». Если до Канта мыслители считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то в его учении познание рассматривается как активный творческий процесс. Кант считал, что мир существует, и мы можем знать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, закономерности в принципе непознаваемы.

Мир «вещей-в-себе» – это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимо от него. «Вещь-в-себе» лишь возбуждает наши познавательные способности, сообщает им импульс к действию. Результат этого действия – образ внешнего мира («мир вещей для нас»). Образ мира конструируется в процессе познания и определяется доопытными (априорными) формами наших познавательных способностей.

В числе основных познавательных способностей Кант называет следующие:

1. Чувственность, или способность восприятия и представления (пространства и времени).

2. Рассудок, обладающий априорной способностью продуцировать понятия и категории, а также формировать на их основе суждения.

3. Разум, или способность умозаключения.

Безусловные идеи (или идеи Бога) не выводимы из опыта и поэтому не познаваемы разумом. И хотя в области разума никаких доказательств бытия Бога Кант не обнаружил, он не отрицает ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. В его представлении человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом, – в бытие Бога, существование свободы, безотносительность добра. Таким образом, Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?») от вопроса, которым задается практический разум: «Что я должен делать?».

 

 


К атегорический императив (требование, которое должно выполняться при любых условиях) Канта: Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

В философии Гегеля человеческая история представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития. Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума).

Этот процесс подчинен законам логики и включает в себя 3 этапа:

1. Логический этап, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий. Данный этап описан у Гегеля в учении о бытии, учении о сущности и учении о понятии, где он оперирует такими категориями, как качество, кол-во, мера; тождество, различия, противоположности, противоречие, основание; вещь, явление, существенное отношение и др.

 

 

2. Природная стадия, связанная с развитием идеи в форме «инобытия». Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждаясь от своей истинной сущности, и предстает в виде конечных чувственных телесных единичностей. Данный этап описывается во второй части гегелевского учения – натурфилософии.

3. Человеческий Дух, где идея, покинув природу, возвращается к самой себе в качестве духа и реализуется в человеческом мышлении и истории. Данный этап осмыслен в третьей части гегелевской системы – философии духа. Развитие Духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, гос-во) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В абсолютном духе идея приходит к завершению своего саморазвития.

Логика развития Абсолютной идеи – это диалектическая логика. По Гегелю, любое понятие, а сл-но, и любое явление природы, общества и духовной жизни проходит 3 стадии: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположность, но и сохраняет в себе положительное содержание обеих предшествующих стадий в высшем гармоничном единстве.

В соответствии с принципом единства логического и исторического, человеческая история определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретно историческая эпоха рассматривается как часть глобального плана ее саморазвития и самопознания.

Принципы тождества бытия и мышления, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического у Гегеля служат обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Подобная позиция в философии, называемая панлогизмом («все действительное разумно, все разумное действительно»).

 

Неклассическая европейская философия XIX в. Шопенгауэра, Кьергегора и Ницше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: