Экзистенциализм как направление в философии XX в. (Камю А. «Миф о Сизифе»)

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться ещё в середине ХХ в., а в 70-е годы ХХ в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма способствовали следующие причины:

ü нравственные, экономические и политические кризисы мировых войн;

ü бурный рост науки, техники и использование технических достижений во вред человеку;

ü опасность гибели человечества;

ü усиление жестокости и бесчеловечное отношение к человеку;

ü распространение фашистских и тоталитарных режимов, полностью подавлявших человеческую личность;

ü бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Выделим проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

ü уникальность человеческой жизни, глубина его чувств, переживаний и жизни в целом;

ü разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

ü проблема отчуждения человека;

ü проблема одиночества человека;

ü проблема бессмысленности жизни и проблема внутреннего выбора.

Альберт Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа – жизнь человека, в сущности, бессмысленна. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдности жизни:

ü соприкосновение со смертью (многое теряет свою актуальность и кажется бессмысленным);

ü соприкосновение с окружающим миром, природой (человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем.

Характерные черты русской философии.

Феноменальность русской философии заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

§ сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

§ специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

§ целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

§ большая роль проблем морали и нравственности;

§ конкретность;

§ широкое распространение в массах, понятность простому народу.

 

 

Спор славянофилов и западников в русской философии.

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике о месте России в мировой истории оформились славянофильство, и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права

Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней, прежде всего, сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: