double arrow

Научное познание и его особенности

 

Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

 

Эмпиризм как гносеологическое направление.

Согласно Бэкону, наш опыт и разум всегда находятся под воздействием предрассудков. А они негативно сказываются на поисках истины. Как говорил Бэкон, лучше всего, когда эти предрассудки знают в лицо. Зло, которое они приносят, превращает их в призраки, непрестанно витающее в познании и жизни людей. Эти призраки Бэкон классифицировал так:

· «Призраки рода» - те препятствия познанию, которые заключены в самой природе человека и определяются устройством самих органов чувств, эмоций, памяти и так далее.

· «Призраки пещеры» - они таятся в индивидуальных особенностях человека. Это привычки, интересы и другое.

· «Призраки рынка» - они обусловлены характером человеческих отношений, общения, обмена, торговли, универсальным средством которых является язык. То есть, не должно быть пустословия. Каждое значение слова должно быть тщательно разобрано и должно иметь точный и истинный смысл.

· «Призрак театра» - они заключаются в том, что многие философские и научные теории напоминают театральные инсценировки. Создатели таких теорий пытались угодить будущим зрителям – читателям в большей степени, чем тому предмету, с которым соотносились эти теории.

Согласно Бэкону существует 3 пути познания:

· «Путь муравья» - узкий эмпиризм. Он не даёт возможности создания теории, хоть и считается с опытом.

· «Путь паука» - попытка обойтись без опытов в построении науки.

· «Путь пчелы» - свободен от недостатков этих двух, соединяет в себе их достоинства.

 

 

Рационализм как гносеологическое направление.

В познании, считал Декарт, необходимо руководствоваться рядом правил, чтобы не принять ложь за истину. Вот ряд данных правил:

· «Правило очевидности». Оно гласит: Никогда не принимай ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен.

· «Правило анализа». Данное правило требует рассмотрение идеи по её отдельным свойствам и признакам.

· «Правило синтеза». Оно способствует построению целостного и обобщённого решения проблемы.

· «Правило контроля» позволяет регулировать весь процесс познания.

Линия эмпиризма Бэкона и линия рационализма Декарта получили дальнейшее развитие. Вопросы об опытном и рациональном знаниях оставались в центре внимания фактически всей философии эпохи Нового времени.

 

 

Ф.Бэкон как основатель эмпиризма.

Основателем эмпиризма считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкон родился в семье лорда, учился в Кэмбридже, с 16 лет заинтересовался философией, получил юридическое образование. Он достаточно быстро поднимался по политической лестнице, был адвокатом, затем, главным прокурором, избирался в палату общин английского парламента, а на закате своей карьеры стал лордом – канцлером. Когда же его политическая карьера закончилась, он всё своё время уделил философии.

Размышляя об источниках истинного познания, Бэкон пришел к заключению, что таковыми могут быть исключительно опыт и наблюдение. Главная идея его учения – необходимость познания природы.

Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений.

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила". Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

Бэкон был верующим человеком, поэтому и наука, по его мнению, имеет своим источником или небесные сферы, или Землю, поэтому она состоит из двух видов знания: один внушается богом - теология, а другой ведет свое начало от органов чувств - философия. Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: