Онтология (от греческого) – учение о существующем, бытии вообще. В качестве самостоятельного раздела философии ее ввел Х. Вольф (1730 г.). Здесь изучается: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время, качество, количество, мера, первоэлементы (элементарные частицы). Цель ‑ поиск начала (начал), объединяющего(их) все вещи. Относительно каждой вещи прежде всего выясняется: что или кто это, где оно, когда, почему и откуда?
Онтология выступает средством создания «картины мира»:
1)религиозная(бог и человек),
2)философская(это есть совокупность обобществленных системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека),
3)научная(1.частная научная картина мира,2.общ.научная картина мира(концепции современного естествознания)).
Осмысление картины мира в философии осуществляет его в разделе онтология. Происходит это с помощью предельно-общих понятий.
Категория:
|
|
Бытие – небытие
Нечто – ничто
Субстанция – это единая первооснова мира, проявляющаяся во множестве предметов. Это то, что в своем существовании ни в чем кроме себя самой не нуждается:
Нечто(идеальное) или нечто(материальное) и все это – монизм(учение о том, что бытие имеет одно начало – идею или материю), дуализм(учение, признающее равноправие двух первоначал бытия: духа и материи), плюрализм(учение о том,что бытие имеет множество начал).
Основные формы бытия:
) бытие материального(бытие природы, бытие второй природы),
2)бытие социального,
3)бытие виртуального,
4)бытие человеческого,
5)бытие идеального.
При более детальной классификации выделяют следующие формы бытия:
1) бытие вещей, естественных процессов и состояний (онтология природы или первой природы),
2) бытие человеческих произведений, духовных и материальных (онтология культуры или второй природы),
3) индивидуальное бытие человека (онтология человека или антропология),
4) бытие социальное (онтология общества или социальная онтология).
Гносеология. Субъект и объект познания.
Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неразрывно связана с мышлением, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, истину и заблуждения.
Философская теория познания называется гносеологией (от древнегреч. слов «знание» и «учение»). В античности гносеология рассматривалась как специальный раздел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания. При этом важно выделить две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании. К ним относятся: а) идея активности разума и творческой природы познания, высказанная Платоном (позднее была развита в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как фундаментальное основа наивно-реалистических и материалистических концепций познания.
|
|
В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей и обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.
Основные гносеологические проблемы.
Богатая история дисциплины и разнообразие школ открывают перед ней ряд вопросов, требующих ответа. Основные проблемы гносеологии, единые для всех направлений, состоят в следующем.
1. Причины познания. Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать.
2. Условия получения знаний. К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании.
3. Поиск источника знаний. Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания.
Концепции истины в гносеологии.
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:
1. Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
2. Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.
3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.
4. Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.
5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.
6. Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.