Философия Шопенгауэра

1. В основе мира неразумное духовное начало – «мировая воля» в природе она проявляется как воля к жизни, а в человеке как личность.

2. Сущность «мировой воли» абсолютный эгоизм она в результате не разумна, конфликтна, носительница зла и разрушения. «Голая, голодная – агрессивность».

3. «Мировая воля» порождает такой же как и она мир, больше похожий на ад. Есть избранные «аристократы духа» они должны отказаться от эгоизма (воля в жизни), главная черта – сострадание другими.

Философия Ницше – противопоставляет «жизнь» и «культуру».

Жизнь – это естественная органическая природа, основной принцип – «воля к власти».

Культура – это создана искусственно, она мешает развитию жизни, т.к. сама не развивается и отрицает волю к власти.

Мораль и религия мешают жизни, т.к. ограничивают волю к власти.

Чтобы в обществе господствовала воля к власти нужно провести «переоценку ценностей» т.е. возродить мораль господ:

1. Существует врожденная неравенство людей в зависимости от степени развития в них «воля к власти».

2. Сильный человек свободен от моральных обязательств.

3. Этим требпованиям соответствует сверхчеловек:

· Развитая воля к власти.

· Врожденное благородство.

· Антропологические характеристики.

· Нордический тип.

· Двойной стандарт.

· Если не было, но он должен был появиться.

Датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855) утверждал, что философия должна погрузиться в мир единичного и уникального. Главное понятие в его учении – экзистенция (существование). Мыслители за общими понятиями не видят живого человека. Кьеркегор призывает к тому, чтобы вглядываться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь. Самые глубокие истины – любовь, надежда, отчаяние, страх – переживаются, а не познаются логикой. Они-то и составляют мир экзистенции. Главная заслуга Кьеркегора заключается в постановке проблемы собственной человеческой жизни, он является предшественником экзистенциализма.

 

 

Феноменология как направление в философии XX в.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философииXX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт(о сознании + инстинкт)

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность). Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ, ученик Брентано. Родоначальник феноменологии. Он утверждал, что философия еще не существует как наука. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой. По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале, данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие "конституиравания". Сознание есть конституирующий поток.

Феноменология Гуссерля оказала непосредственное влияние на М.Хайдеггера и весь экзистенциализм, М. Шелера, Н. Гартмана и др.

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: