Вопрос 15. Живопись, скульптура и архитектура в 19 веке

 

Господствующим официальным направлением в русской живописи первой половины XIX в. был академический классицизм. Центром академического искусства, хранившим неприкосновенность академических художественных традиций, была императорская Академия художеств, высшее учреждение страны в области изобразительного искусства. Художники Брюллов и Бруни были наиболее крупными представителями академического искусства первой половины XIX в. Картины академической школы представляли собой преимущественно парадные полотна с тщательно продуманной, сложной композицией, театрализованной трактовкой сюжета, эффектным освещением. Сюжеты для своих картин академические художники обычно брали из античного мира, библейских сказаний, из древней и средневековой истории.

           Содержание их картин не удовлетворяло новых запросов и потребностей русской общественной жизни. Заслугой академического классицизма было прекрасное знакомство с художественной культурой прошлого, высокая и тщательная работа над рисунком, высокое мастерство в создании искусной, сложной и выразительной композиции. Примером в этом отношении является мастерски выполненная картина Брюллова «Последний день Помпеи». Выдающееся значение в развитии русской живописи имели замечательные портреты работы Брюллова и особенно Кипренского, в которых чувствовалось зарождение реалистического направления.

           Реализм в русской живописи, которому принадлежало будущее, родился вне стен Академии художеств. Зачинателями реализма в русской живописи были такие крупнейшие мастера, как Венецианов и Федотов. Венецианов сознательно порвал с академическим классицизмом, пошёл к действительной жизни, к природе, к натуре. Он смело ввёл в живопись родную русскую тематику; его картины были по своему содержанию национальными произведениями. Его первое написанное в новой манере полотно «Гумно» (1824 г.) произвело настоящий переворот. За ним последовали картины «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Группа крестьян», «Одевающийся мужичок», «Помещица, занятая хозяйством» и др. Реалистическая тематика и реалистическая трактовка образов, почерпнутых преимущественно из народной среды, стали основой творчества Венецианова. Но это ещё не был полноценный реализм. Венецианов взглянул на русскую действительность, но увидел её в какой-то мере через розовые очки: он несколько идеализировал жизнь и быт крепостной деревни; веяния сентиментализма чувствовались в его картинах.

           Подлинным основоположником реализма в русской живописи явился художник Федотов. Он выступил в конце 40-х годов с рядом полотен, которые как бы представляли в русской живописи «натуральную школу» Гоголя («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Болезнь Фидельки» и др.). «Я учусь жизнью, я тружусь глядя»,— объяснял Федотов принципы своего реалистического искусства. Его картины — не бесстрастные фотографии окружающей жизни, они принадлежали к «критическому направлению», разоблачали затхлый быт помещиков, купцов и чиновников. Сатирическое осмысление сюжета ясно чувствуется в картинах Федотова. Это осмысление возникло не без влияния революционно-демократической интеллигенции, с которой общался художник. Демократически настроенный критик неприглядной предреформенной русской действительности сочетался в Федотове с замечательным художником, мастером отточенного рисунка, продуманной композиции и колорита. Федотов неустанно трудился над своими произведениями.

           Особняком стояло творчество художника Иванова— одного из величайших мировых живописцев. Он почти всю жизнь работал над одним полотном — «Явление Христа народу», в котором стремился выразить посредством библейского сюжета владевшие им идеи нравственного возрождения, совершенствования человечества, страстно ждущего освобождения жизни от несправедливости и гнёта. Не религиозные, а моральные, общественно-воспитательные категории привлекали художника. Иванов во многом преодолел мертвенность академического классицизма, смело повернув в сторону реализма. На первом плане картины — не Христос, а простой народ, ожидающий освобождения и возрождения.

           В области скульптуры в первой половине века выдвинулось несколько крупных мастеров: Мартос, Ф. Толстой, Пименов, Клодт. Значительно творчество Мартоса, автора замечательного памятника народным героям Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Памятник создан в духе классицизма и выражает подъём патриотизма, мужественную решимость героического народа к защите родины. Пименов в 1836 г. изваял свою статую «Парень, играющий в бабки»,— народная русская тематика впервые вошла с этой статуей в область скульптуры. Ф. Толстой — участник декабристской организации — запечатлел на своих барельефах героическую эпопею 1812г. и заграничные походы 1813—1814 гг. Но и здесь в соответствии с академическими традициями русские люди были изображены на манер античных героев. Реалистическими устремлениями были проникнуты замечательные фигуры животных работы Клодта..

           Архитекторы первой половины века — А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в Петербурге, Д. И. Жилярди в Москве — продолжали развивать лучшие традиции классицизма. Шедеврами их искусства явились Казанский собор Воронихина и Адмиралтейство Захарова (в Ленинграде).

           Стилем, завершившим собой развитие классицизма в архитектуре России, явился русский ампир. Наиболее яркие а законченные архитектурные памятники этого стиля создал Росси, великий мастер не только по возведению отдельных зданий, но и творец целых архитектурных ансамблей (например, улица зодчего Росси в Ленинграде). К числу лучших творений Росси принадлежат здание Главного штаба и Александрийский театр (ныне Государственный академический театр драмы в Ленинграде).

           В театре, музыке и живописи выявились те же общие стремления к созданию правдивого, народного, национального искусства, что и в развитии литературы. Утверждением этих демократических прогрессивных устремлений было создание реализма в русском театре, в творчестве Щепкина и школе Малого театра; победа демократического реализма — в живописи Федотова; создание национальной русской музыки — в творчестве Глинки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: