Введение
Как мы принимаем решение
Рациональность
Эвристики
Репрезентативные эвристики
Аттитюдные эвристики
Эвристики доступности
Процесс принятия потребительских решений
Стадия I: осознание проблемы
Стадия II: поиск информации
Стадия III: оценка альтернатив
Следствия для маркетинга
Знание правил принятия решений
Использование ориентиров
Представление потребительской информации
Вопросы для обсуждения
Глава 16. Решение и его последствия
Введение
Стадия IV: процессы покупки
Покупки в магазине
Почему люди ходят за покупками?
Как люди выбирают магазин?
Покупательское поведение
Покупки на дому
Последствия решения
Стадия V: процессы, следующие за покупкой
Вопросы для обсуждения
Глава 17. Организация в роли покупателя
Введение
Контекст организационного поведения
Что такое организация?
Типы организаций
Организация как процесс, а не результат
Конфликты интересов
Властное и политическое поведение
|
|
Коммуникация и использование информации
Организационная культура
Индивидуальные и организационные покупки
Процесс организационных покупок
Кто делает покупку?
Как принимается покупательское решение?
Вопросы для обсуждения
Часть V. Консьюмеризм
Вступление
Глава 18. Потребительское самосознание
Введение
Образы потребителя
Потребитель выбирающий
Потребитель-коммуникатор
Потребитель — исследователь окружающего мира
Потребитель — исследователь себя
Потребитель-гедонист
Потребитель-жертва
Потребитель-бунтовщик
Потребитель-активист
Потребитель-гражданин
История потребительского движения
Кооперативное движение
Защита прав потребителей в США
Вопросы для обсуждения
Глава 19. Потребитель будущего
Введение
Изменение потребительского опыта
Производитель
Реагирование на нужды потребителя
Этика бизнеса
Рынок
Политические изменения
Покупательские тенденции и покупательское поведение
Потребитель
Прямые действия
Альтернативные стили жизни
Вопросы для обсуждения
Предметный указатель
Предисловие
Хотя эта книга (все ее содержание и охват материала) и предлагается в качестве пособия для изучения психологии потребителя, она должна быть доступна и неспециалисту, интересующемуся обсуждаемой темой.
Как психолог при написании этой книги я использовал широкий круг идей и экспериментальных данных, почерпнутых из научной психологической и социологической литературы, и постарался органично объединить их с примерами из сферы маркетинга. Пытаясь понять поведение потребителя, я отдавал себе отчет в том, что специфика опыта конкретного потребителя и конкретного маркетолога дополняют друг друга.
|
|
Основу книги составили фундаментальные знания из двух областей — психологии и маркетинга, но надеюсь, что книга получилась не чересчур серьезной. Мне хотелось бы, чтобы читатели увидели: она написана мною с любовью и удовольствием.
Я хотел бы поблагодарить моего издателя, Джейн Поувелл, за профессионализм и дружелюбие. И как всегда, остаюсь в вечном неоплатном долгу перед своей женой Юдифь, которая превратила груды моих неразборчивых каракулей в элегантный машинописный текст. Ответственность за то, что получилось в конце концов, несу я один.
Дэвид Л. Статт
Часть I
Потребитель в контексте его окружения
Вступление
В первой главе мы рассматриваем потребителя в широком социальном контексте, т. е. в связи с производителем и самим рынком, на котором происходит покупка и продажа товаров.
Поступая так, мы следуем точке зрения Питера Друкера: бизнес имеет лишь две основные функции — маркетинговую и инновационную. Во второй главе мы описываем, каким же образом производители сбывают потребителям свою продукцию, а в третьей прослеживаем разработку и продвижение на рынок новых продуктов и инноваций. Но знакомство с книгой мы начнем с определения области приложения психологического подхода к пониманию потребителя. Это будет сделано путем рассмотрения того, каким образом влияет на нашу жизнь факт, что все мы — потребители.
Глава 1.
Люди как потребители
Введение
Какие бы социальные роли мы ни играли в своей жизни: ребенка, отца, студента, матери, рабочего, любовника, работника типографии или коллекционера марок, — мы все так или иначе ежедневно выступаем в роли потребителей. Мы постоянно покупаем различные товары и пользуемся какими-то услугами, для того чтобы есть, одеваться, читать, смотреть телевизор, играть; поддерживать свое здоровье, зарабатывать, а также для того, чтобы стать если не мудрецами, то хотя бы просто образованными людьми. Поэтому акт потребления — органичная и неотъемлемая часть нашего ежедневного существования. И очень важен при этом объем нашего кошелька.
Потребление вошло в нашу жизнь настолько глубоко, что мы зачастую просто не подозреваем, какое влияние оно имеет на формирование нашего образа жизни, поэтому выявление этого влияния и будет одной из самых важных тем данной книги. В каждой крупной стране ежегодно совершаются миллиарды различных покупок и оплачивается множество услуг. В США, например, сфера потребления определяет характер американской экономики: она приносит около 4 трлн долларов, что составляет примерно две трети ежегодного валового национального продукта. В этой главе мы рассмотрим ключевые вопросы, касающиеся того, как и почему люди ведут себя как потребители, а также методы изучения такого поведения.