Государственный сектор в системе регулирования экономики

Под государственным сектором экономики понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации.

Важнейшая роль государственного сектора — аккумуляция(накопление капитала, превращение прибавочной стоимости в капитал) и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей.


Налоговая политика и средства её реализации в РФ.

Налоговая политика — комплекс мер, реализуемых политическими институтами и направленных на получение и последующее эффективное использование финансовых ресурсов.

Современная налоговая система России сложилась в период формирования основ рыночной экономики. Особенностью налоговой системы Российской Федерации является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.

1. Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения.Определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

2. Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы.

3. Инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные).

 

Бюджетные инструменты(методы) регулирования.

Главной предпосылкой бюджетного регулирования является единство доходной базы бюджетов всех уровней, основу которой составляют налоговые доходы. Доходы различных бюджетов формируются в соответствии с налоговым законодательством.

Существуют различные методы бюджетного регулирования:

1. налоговые;

2. прямая помощь из вышестоящих бюджетов;

3. образование фондов регулирования.

Налоговые методы применяются в следующих формах:

1. в виде системы отчислений от государственных налогов и доходов

2. в виде системы надбавок к государственным налогам и доходам

Помощь из вышестоящих бюджетов может предоставляться в форме дотаций и субвенций.

Дотация — денежные средства, предоставляемые в твердой сумме безвозвратно.

Субвенция — вид денежного пособия, предоставляемого в твердой сумме на финансирование определенных мероприятий. В случае нецелевого использования подлежит возврату.

Фонды регулирования создаются с целью помощи маломощным в социально-экономическом отношении регионам за счет более сильных. Обычно формируются за счет отчислений от одного-двух наиболее универсальных налогов.

 


Денежно-Кредитное регулирование.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность государственных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой определенные рычаги в распоряжении центрального банка для изменения денежного предложения в стране. Исторически сформировались прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики. К прямым инструментам относятся экономические нормативы и ограничения деятельности банков, устанавливаемые центральным банком, а также контроль (надзор) над банковской деятельностью.

Три косвенных инструмента:

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств.

Вторым инструментом денежно-кредитной политики является учетная ставка (ставка рефинансирования). Учетная ставка – это процентная ставка, которую устанавливает центральный банк при кредитовании коммерческих банков.

Третий инструмент денежно-кредитной политики – установление нормативов обязательных резервов. Резервные требования предполагают, что банки обязаны держать определенную долю привлеченных ресурсов на счетах в центральном банке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: