Под государственным сектором экономики понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации.
Важнейшая роль государственного сектора — аккумуляция(накопление капитала, превращение прибавочной стоимости в капитал) и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.
Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей.
Налоговая политика и средства её реализации в РФ.
Налоговая политика — комплекс мер, реализуемых политическими институтами и направленных на получение и последующее эффективное использование финансовых ресурсов.
Современная налоговая система России сложилась в период формирования основ рыночной экономики. Особенностью налоговой системы Российской Федерации является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.
1. Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения.Определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.
2. Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы.
3. Инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные).
Бюджетные инструменты(методы) регулирования.
Главной предпосылкой бюджетного регулирования является единство доходной базы бюджетов всех уровней, основу которой составляют налоговые доходы. Доходы различных бюджетов формируются в соответствии с налоговым законодательством.
Существуют различные методы бюджетного регулирования:
1. налоговые;
2. прямая помощь из вышестоящих бюджетов;
3. образование фондов регулирования.
Налоговые методы применяются в следующих формах:
1. в виде системы отчислений от государственных налогов и доходов
2. в виде системы надбавок к государственным налогам и доходам
Помощь из вышестоящих бюджетов может предоставляться в форме дотаций и субвенций.
Дотация — денежные средства, предоставляемые в твердой сумме безвозвратно.
Субвенция — вид денежного пособия, предоставляемого в твердой сумме на финансирование определенных мероприятий. В случае нецелевого использования подлежит возврату.
Фонды регулирования создаются с целью помощи маломощным в социально-экономическом отношении регионам за счет более сильных. Обычно формируются за счет отчислений от одного-двух наиболее универсальных налогов.
Денежно-Кредитное регулирование.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность государственных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой определенные рычаги в распоряжении центрального банка для изменения денежного предложения в стране. Исторически сформировались прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики. К прямым инструментам относятся экономические нормативы и ограничения деятельности банков, устанавливаемые центральным банком, а также контроль (надзор) над банковской деятельностью.
Три косвенных инструмента:
Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств.
Вторым инструментом денежно-кредитной политики является учетная ставка (ставка рефинансирования). Учетная ставка – это процентная ставка, которую устанавливает центральный банк при кредитовании коммерческих банков.
Третий инструмент денежно-кредитной политики – установление нормативов обязательных резервов. Резервные требования предполагают, что банки обязаны держать определенную долю привлеченных ресурсов на счетах в центральном банке.