Инвестиционная политика и механизмы её реализации

Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

Под механизмом реализации инвестиционной политики понимают форму взаимодействия органов власти и субъектов инвестиционной деятельности.

Механизм реализации инвестиционной политики включает:

1. управленческие задачи в инвестиционной сфере;

2. указание на конкретные органы власти, приводящие в действие механизм

3. закрепленный объем государственных ресурсов для целей реализации задач инвестиционной политики;

4. закрепленные нормативными правовыми актами правила использования общественных ресурсов

 

Государственное регулирование в сфере занятости.

В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы.

Методы государственного регулирования в сфере занятости делятся на:

1. Прямые.

2. Косвенные.

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

 

Государственная политика в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:

1. создания развитой нормативно-правовой базы

2. формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования

3. финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования

4. формирования оптимальной структуры организации и управления образованием

5. подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования

6. укрепления связи образования и науки

7. развития международных контактов и академической мобильности

 

Государственные национальные приоритетные проекты.

Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная 9 сентября 2005 году на первом заседании осенней сессии ГД президентом России В. В. Путиным и реализуемая различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 года.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи к которому относится:

1. Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

2. Вакцинация

3. Обследование новорожденных

4. Проф переподготовка

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса:

1. Развитие сельской кредитной кооперации

2. Развитие лизинга

3. Развитие животноводства и земледелия

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства

Национальный проект жильё предполагает:

1. увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза

2. увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

3. увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

4. выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

5. модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

 

Роль прогнозирования и планирования в системе ГРЭ.

В современных условиях прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного регулирования.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды:

1. экономические прогнозы,

2. прогнозы природных ресурсов,

3. научно-технические прогнозы,

4. демографические прогнозы и прогнозы социального развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: