Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.
Под механизмом реализации инвестиционной политики понимают форму взаимодействия органов власти и субъектов инвестиционной деятельности.
Механизм реализации инвестиционной политики включает:
1. управленческие задачи в инвестиционной сфере;
2. указание на конкретные органы власти, приводящие в действие механизм
3. закрепленный объем государственных ресурсов для целей реализации задач инвестиционной политики;
|
|
4. закрепленные нормативными правовыми актами правила использования общественных ресурсов
Государственное регулирование в сфере занятости.
В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы.
Методы государственного регулирования в сфере занятости делятся на:
1. Прямые.
2. Косвенные.
Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.
Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.
Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.
Государственная политика в сфере образования.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.
Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики.
|
|
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
1. создания развитой нормативно-правовой базы
2. формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования
3. финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования
4. формирования оптимальной структуры организации и управления образованием
5. подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования
6. укрепления связи образования и науки
7. развития международных контактов и академической мобильности
Государственные национальные приоритетные проекты.
Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная 9 сентября 2005 году на первом заседании осенней сессии ГД президентом России В. В. Путиным и реализуемая различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 года.
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи к которому относится:
1. Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам
2. Вакцинация
3. Обследование новорожденных
4. Проф переподготовка
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса:
1. Развитие сельской кредитной кооперации
2. Развитие лизинга
3. Развитие животноводства и земледелия
С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства
Национальный проект жильё предполагает:
1. увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза
2. увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
3. увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
4. выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
5. модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
Роль прогнозирования и планирования в системе ГРЭ.
В современных условиях прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного регулирования.
|
|
Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды:
1. экономические прогнозы,
2. прогнозы природных ресурсов,
3. научно-технические прогнозы,
4. демографические прогнозы и прогнозы социального развития.