Государственное регулирование цен и тарифов

Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, как антикризисным так и антиинфляционным.

Государственное регулирование цен ставит перед собой цель не допустить рост цен в ситуации инфляции, а также способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, которая направлена на использование НТП. Главной задачей перед государством стоит поддержание уровня прожиточного минимума и способности населения купить достаточное количество товаров первой необходимости.

Антимонопольное регулирование включает в себя санкции, которые применяются против таких направлений недобросовестной деловой практики:

1. Дискриминация цен (льготы, применяемые для одних клиентов и надбавки на товарах для других клиентов);

2. Сделки, осуществляемые принудительно (наличие условия для совершения сделки);

3. Принудительное привязывание покупателя и продавца;

4. Снижение цен ниже расходов на производство (проведение политики демпинга для захвата рынка и уменьшения соперников);

5. Отказ от поставки продукции клиентам, которые сотрудничают с конкурентами;

6. Проведение бойкотов.

Государство может воздействовать на цены двумя путями:

Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.

Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке.

Прямые меры регулирования цен не должны быть противопоставлены косвенным, а дополнять и сочетаться с ними.

 

Государственные заказы в системе ГРЭ.

Государственные заказы являются одним из основополагающих институтов государственного финансового регулирования и как инструмент финансового регулирования выполняют ряд важнейших функций.

На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Основная цель государственного заказа – удовлетворение общегосударственных потребностей, решение важнейших социальных и экономических проблем.

Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ.

Выгодность государственного заказа определяют:

1. гарантированный сбыт;

2. цены;

3. налоговые льготы и др.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа.

Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномочен­ным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответству­ющего бюджета (федерального или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предвари­тельное определение и фиксирование величины издержек.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фик­сируется и государственные органы власти возмещают все затра­ты на мероприятие, оговоренное в контракте.

 


 


Роль приватизации и национализации в системе ГРЭ.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Национализация — передача из частной собственности в собственность государства крупных предприятий, земель, целых отраслей народного хозяйства.

Одной из особых, присущих только публично-правовым образованиям форм регулирования экономикой посредством распоряжения имуществом, является его приватизация (от лат. privatus - частный). Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации публичного имущества.

Цели приватизации:

1. Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности

2. Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды

3. Социальная защита населения

4. Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных

Способы приватизации:

1. Безвозмездная раздача акций АО

2. Продажа акций АО

3. Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах

4. Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах

5. Выкупы арендуемых предприятий

6. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности

7. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании

8. Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: