Творчество Клаудио Монтеверди. Оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи»

Экзаменационные требования

Вопросы к экзамену по истории зарубежной музыки (отчет за 1 семестр)

1. Музыкальная культура Средних веков. Церковная и светская музыка

2. Музыкальная культура Возрождения. Церковная и светская музыка

3. Музыкальная культура эпохи Барокко. Рождение оперы

4. Творчество Клаудио Монтеверди. Оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи»

5. Французская опера эпохи Барокко

6. Творчество Генри Пёрселла. Опера «Дидона и Эней»

7. Творчество Антонио Вивальди. Жанр инструментального концерта в эпоху Барокко

8. Георг Фридрих Гендель. Основные этапы творческого пути. Обзор жанров творчества

9. Оратории «Самсон» и «Мессия» Генделя

10. Иоганн Себастьян Бах. Основные этапы творческого пути. Обзор жанров творчества

11. «Страсти по Матфею» Баха

12. Месса h-moll Баха

13. Органное творчество Баха. Хоральные прелюдии. Токката и фуга d-moll

14.  «Хорошо темперированный клавир» Баха. Фуга и ее строение.

 

Вопросы по пройденному материалу (задаются на экзамене без подготовки)

1. Что такое ария da capo?

2. Что такое бельканто?

3. Что такое григорианский хорал?

4. Что такое кантата?

5. Что такое мадригал?

6. Каковы основные части мессы?

7. Что такое мотет?

8. Что такое невмы?

9. Что такое опера-seria?

10. Что такое опера-buffa?

11. Что такое оратория?

12. Что такое органум?

13. Что такое пассакалия?

14. Какие танцы обязательно входили в старинную сюиту?

15. Что такое шансон?

16. Что такое basso continuo?

17. Что такое basso ostinato?

18. Что такое cantus firmus?

19. Что такое stilo concitato?

20. Что такое ария lamento?

21. Каково строение фуги?

22. Что такое интермедия?

23. Что такое стретта?

24. Как усовершенствовал нотную запись Гвидо Аретинский?

25. Какие композиторы относятся к школе Нотр-Дам?

26. Какие композиторы работали в строгом стиле полифонии?

27. Что такое passus duriusculus?

28. Что такое речитатив-secco и речитатив-accompaniato?



Творчество Клаудио Монтеверди. Оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи»

Клаудио Монтеверди (1567–1643) – итальянский композитор, имя которого стоит рядом с именами величайших художников и поэтов эпохи Возрождения. Если его и нельзя назвать «изобретателем» оперы и гомофонно–гармонического стиля, то именно он создал гениальные образцы и нового жанра, и нового стиля.

Благодаря Монтеверди опера превратилась в произведение прежде всего музыкальное: теперь музыка стала занимать не подчиненное, как это было раньше, а главное место. В отличие от однообразного речитатива Пери и Каччини, Монтеверди создал остро напряженный, драматический речитатив – с внезапными сменами темпа и ритма, выразительными паузами. При этом Монтеверди не ограничился речитативом: в кульминациях своих опер он включал арии, где мелодия носила уже не декламационный, а певучий характер. Большое значение приобрел хор и оркестр, который подчеркивал значительность того или иного момента драмы. Все это позволило Монтеверди ярко раскрывать внутренний мир своих героев.

Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери — опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме.

С 1590 г. Монтеверди — на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер — Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди — «Орфей» (либретто Алессандро Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа — Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди — «Ариадна» (1608). Это знаменитый «Плач Ариадны» («Дайте мне умереть...»), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере.

В дальнейшем же Монтеверди переехал в Венецию, где протекал последний период его творчества (30 лет). Здесь он выступил во главе новой оперной школы, создав такие произведения, как «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи». Подобно «Орфею» они относятся к жанру «dramma per musica», который стал исторически первым типом оперы.

«Коронация Поппеи», созданная за год до смерти Монтеверди, это вершина всего его творчества. Сюжет оперы заимствован из «Анналов» (т.е. летописей) Тацита – крупнейшего историка Древнего Рима. Впервые за полвека существования оперного жанра на смену мифологии пришла историческая хроника, а богов и мифических героев вытеснили исторические личности. В оперной культуре XVII века еще не было произведения, которое, подобно шекспировским хроникам, воспроизводило бы реальные исторические события; вот почему «Поппею» называют «первой оперой на исторический сюжет». Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица — римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель — философ Сенека. Многое в «Коронации» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора — В. Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно «шекспировские» контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками — трагическая кульминация оаеры — сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия — Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: