double arrow

Августин Аврелий о «Граде земном» и «Граде божьем»

Августин Аврелий (в канонизированном варианте — Августин Блаженный, 359-430) вошел в историю политико-правовой мысли как один из самых знаменитых «отцов церкви», т. е. создателей патристики, ранней христианской теологии.

Античный физический космос заменяется космосом духовным. Античное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным единством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макромира, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.

Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движения от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого Завета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страшному Суду и установлению Царства Божьего. Основная проблема теологии Августина — это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют божественное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. Главный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обеспечить выбор Добра и праведной жизни всеми — как христианами, так и нехристианами. Августин оптимистичен и полагает, что божественное начало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смерти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.

Проблема, по его мнению, заключается в слабости человеческого разума, который постоянно испытывает искушения греховной жизни и зачастую выбирает «Град земной», а не «Град Божий». У Августина это символы, означающие, соответственно, состояние души грешника и праведника.«Град земной» - это любовь к себе, эгоизм, доведенный до ненависти к Богу, а «Град Божий» — это любовь к Богу, доведенная до ненависти к себе.

Человек достигает спасения только в «Граде Божьем», для чего нуждается в руководящем и направляющем влиянии церковного авторитета. Церковь обеспечивает выбор человека в пользу «Града Божьего» на основании идеи благодати, т. е. сверхъестественной силы, которая ей дана через посредничество Иисуса Христа, посланца от Бога к людям.

Апостол Петр, первый папа, реализует благодать в исполнении семи церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (крещения) до смерти (отпевания). Смысл исповеди, одного из важнейших таинств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим церковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для вечной жизни.

Августин считает, что вера как мышление, не нуждающееся в способности к пониманию, является высшим в сравнении с разумом, основанным на понимании.

От праведника Авеля происходит «христианское государство», основанное на постулатах «Града Божьего», т. е. на заботе правителей о подданных. От грешника Каина происходит «общество нечестивых», основанное на постулатах «Града земного», т. е. на насилии и грабеже.

Таким образом, государство понимается Августином как теократия, в которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превращают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: