И. Кант о государстве и праве

 

Кант определяет право как совокупность условий, обеспечивающих совмещение произвольных поступков одного индивида со свободой других. Право является условием свободы внешнего поведения индивидов, гарантируя их подчинение законам и их формально-правовое равенство, основанное на равенстве взаимных обязанностей.

Кант считает, что государство возникает как объединение людей на основе общественного договора, т. е. на основе нравственного долга и уважения к естественному праву.

Философ отличает естественное право, основанное на самоочевидных априорных принципах мироустройства, от положительного права, основанного на воле законодателя.

Естественное право, в свою очередь, делится на частное право, в котором человек является объектом, и на публичное право, в котором человек является субъектом. Если частное право регулирует отношения людей как экономических субъектов, обладающих собственностью, то публичное право регулирует их отношения как граждан, т. е. политических субъектов.

Именно в публичном праве проявляется народный суверенитет как право народа участвовать в определении формы государства и в установлении правопорядка. Народный суверенитет реализуется в принятии конституции государства, выражающей волю народа.

Кант считает, что в естественном состоянии нет объективного права и все отношения людей регулируются на основе их врожденных моральных качеств, т. е. способности нравственного выбора. Общественный договор ведет к возникновению субъективного естественного права на собственность, т. е. к возникновению совокупности субъективных полномочий — частного права, не обеспеченного государственными законами. На следующем этапе утверждаются государственные публичные законы, с помощью которых частное право приобретает юридически гарантированный характер.

Государство Канта - это первичный носитель принуждения, подчиненного правовым принципам конституции. Таким образом, Кант формулирует принцип верховенства права в устройстве и функционировании государства как основной принцип правового государства.

Кант считает, что важнее не форма государства, а способ осуществления государственной власти. На основании своих либеральных убеждений он формулирует основы республиканского идеала. Государственное устройство должно соответствовать принципу равенства и свободы граждан, как членов общества, и их зависимости, как подданных, от единых общих законов.

Философ различает формы правления по числу законодательствующих лиц на автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он отличает республику от деспотии не по выборности государственной власти, а в зависимости от разделения законодательной и исполнительной власти.

Оптимальной формой государства он считает конституционную монархию, в которой власть государя легитимируется ее божественным происхождением, а его права не кореллируются с его обязанностями. Кант однозначно предпочитает постепенные реформы сверху при соблюдении всех правовых норм радикальной революции и анархии.

Кант требует примата морали над политикой как условия гражданского мира и правопорядка. Он выводит следующие максимы аморальной политики: это захват чужих территорий с последующим поиском оправданий для этого; это отрицание своей вины в своих преступлениях; это правило «разделяй и властвуй».

Морализм Канта становится основой его пацифизма в понимании внешней политики государства. Он создает проект «вечного мира», как оптимальную модель международных отношений. В его проект входят следующие элементы:

1) ликвидация взаимных территориальных притязаний как основной причины войн;

2) запрет приобретения одного государства другим методом купли, обмена, дарения или наследования;

3) ликвидация постоянных армий как основы милитаризации государственной политики;

4) запрет использования государственных займов в качестве основы финансирования военных приготовлений и ведения войн;

5) запрет насильственного вмешательства во внутреннее устройство и правление других государств;

6) в ходе войн запрет таких враждебных действий, которые сделают невозможным взаимное доверие после заключения мира (засылка тайных убийц, подстрекательство внутренней измены, нарушение условий капитуляции).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: