Нормативизм Г. Кельзена

 

Основной проблемой для К. является проблема происхождения права. Этот автор считал, что право является промежуточной формой между бытием и долженствованием, и не отождествляет его с бытием, т. е. с общественной практикой. К. исходил из того, что должное, воплощенное в государственном формальном праве, происходит из правил, восходящих к естественному праву, как к «высшему должному», и не зависит от «сущего», т. е. от общественного бытия. Таким образом, он отождествлял естественное право и позитивный закон.

Законодатель формулирует законы не по своей воле, а приближаясь усилиями разума к высшему должному. Основная категория нормативизма -это познавательно-теоретическая основная норма, как «трансцендентно-логический постулат», выводимый законодателем методом интеллектуальных формально-логических операций и обосновывающий целостность и законность всего государственного правопорядка. Отсюда К. выводит понятие «чистого права» как совокупности законов, выделенных из этического, психологического, политического и социального контекста.

Основная правовая норма по К. - это «конституционное предписание», которое лежит в основе иерархии правовых норм. Конституция определяет содержание «общих норм», которые устанавливаются методом законодательства или по обычаю. На низшем уровне располагаются «индивидуальные нормы», возникающие в процессе решения судебными и административными органами конкретных дел через их подведение под действие абстрактных правовых норм. Источником единства государственной правовой системы является принцип иерархичности, т. е. подчиненности правовых норм соответствующим нормам более высокого порядка. К. решает проблему правоприменения тем, что придает правовым нормам принудительную силу, возводя их к высшему должному на основании их логической непротиворечивости.

Смысл правопорядка К. видит в установлении санкций за его нарушение.

К. противопоставляет социологическое понимание государства как сущего и нормативистское понимание как должного. Представители социологической юриспруденции понимали государство как организацию власти для определенного по социологическим параметрам населения на определенной по географическим признакам территории.

Кельзен и другие нормативисты понимали его как совокупность законов, определяющих организацию государственной власти, как совокупность норм функционирования государственных органов. Государство как политическая организация для Кельзена — это порядок принуждения с определенной степенью централизации.

Нормативизм К. стал теоретической основой для развития теории внутригосударственного конституционного и международного права. Благодаря этой теории в современной юриспруденции в качестве аксиом закрепились принципы верховенства права в государственной политике и доминирования норм международного над нормами внутригосударственного права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: