К. Поппер об «открытых» и «закрытых обществах»

 

Поппер использует антитезу «открытых» и «закрытых обществ. Он определяет «закрытое общество» как полуорганическое единство индивидов, не знающее их борьбы за улучшение своих позиций. Основной признак «закрытого общества» — это вера в магические табу, изначально возникшие в первобытном обществе. Оно отличается статичностью, слиянием индивидов с обществом, ограниченностью материальных ресурсов и полубиологическим характером социальных связей.

Рост населения при дефиците ресурсов вынуждает человечество переходить к «открытым обществам», которые заменяют конкретные полубиологические социальные связи абстрактными. В абстрактных связях индивидов духовный (интеллектуальный) характер доминирует над физическим, и они не связаны с конкретными людьми-носителями. В «открытых обществах» увеличивается степень внутренней сложности, взаимодействия и взаимопомощи, но одновременно люди, являющиеся носителями статусных позиций, начинают борьбу за повышение своего статуса. Эта борьба становится источником новаций и, следовательно, общественного развития.

Переход в «открытое общество» требует от индивидов постоянного напряжения сил, рационального мышления, выбора определенной модели поведения и ответственности за результаты своего выбора. Постоянное психическое напряжение и необходимость сдерживать эмоции становятся «платой» человека за способность к рациональному мышлению и за рост знаний об окружающем мире.

По мере развития «открытого общества» индивид начинает испытывать все более увеличивающийся дискомфорт из-за необходимости брать на себя все возрастающую ответственность за выбор вариантов поведения, т. к. любой вариант дает ему определенные преимущества, но и определенные потери. У индивида возникает естественное стремление переложить ответственность за принятие решения на кого-то другого, т. е. вернуться в «закрытое общество». Такое стремление, по мнению Поппера, возрастает в кризисные эпохи, когда увеличивается количество возможных вариантов развития общества, но при этом возрастает «цена ошибки».

Политико-правовая концепция К. Поппера раскрыла базовый, гносеологический уровень, позволила понять интеллектуальные предпосылки формирования концепций тоталитаризма. Он доказывает методологическую порочность принципа историцизма как основной из подобных предпосылок, тупиковость всех попыток поиска абсолютных средств решения социальных проблем с помощью войн, революций и насилия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: