Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии

ББК 67.402

Печатается по решению Учебно-методического совета Центрального Филиала ФГБОУВПО «РАП»

Автор: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального Филиала ФГБОУВПО «РАП», кандидат юридических наук Н.А.Баева

Рецензенты: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального Филиала ФГБОУВПО «РАП», кандидат юридических наук И.В. Белоусов

доцент кафедры криминалистики ВГУ, кандидат юридических наук А.С.Фомина

 

  Баева Н.А. Юридическая психология: практикум / Н.А.Баева;

 

Практикум содержит планы проведения семинарских занятий, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, задания для самоконтроля и контроля знаний, умений, навыков, примеры тестовых заданий, список основной и дополнительной литературы. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для студентов очной и заочной формы обучения направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и предназначено для студентов, обучающихся в Центральном Филиале ФГБОУВПО «РАП»

 

 

© Баева Н.А.,2013

© Российская академия правосудия, 2013

 

Содержание

 

Предисловие ……………………………………………………………… 4

Методические рекомендации по изучению дисциплины ……………... 7

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии……………...9

Тема 2. Методология юридической психологии…………………….... 15

Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений………..24

Тема 4. Правовая психология……………………………………………44

Тема 5. Психология профессиональной деятельности юриста………..53

Тема 6. Криминальная психология……………………………………...63

Тема 7. Психология в оперативно-розыскной и следственной

деятельности……………………………………………………………...83

Тема 8. Психологические особенности судопроизводства……………98

Тема 9. Пенитенциарная психология……………………………….....106

 

 

                                       Предисловие

Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода.

Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК–2);

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК–6);

— в правоохранительной деятельности:

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК–9);

— используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК–11);

— в педагогической деятельности:

— эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК–19).

В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать:

— цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины

— прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом

— методологические основы юридической психологии

— признаки права в их психологическом аспекте

— цели, задачи, структуру правового воспитания

— основы научной организации труда

— основные закономерности социальной коммуникации

— методологические основы анализа преступной деятельности

— особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей

— понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы

— психологические особенности личности, отбывающей наказание

— понятие и методы исправительно-трудовой психологии

уметь:

— применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп

— выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний

— используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности

— использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

— организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

— выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия.

Выпускник должен владеть:

методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

          Юридическая психология относится к комплексным прикладным наукам, изучение которых требует от студентов знания материала, уже изученного в курсе теории государства и права, историко-правовых наук, отраслевых и прикладных наук. Межпредметные связи юридической психологии с перечисленными видами юридических наук в большей или меньшей степени проявляются в каждой изучаемой теме, и изучение нового материала системно связано и базируется на остаточных знаниях. В целях более глубокого и полного усвоения материала, студентам рекомендуется повторять соответствующие темы, следуя указаниям преподавателя или самостоятельно, по мере необходимости, ориентируясь в тематическом плане.

Основными формами работы являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. На лекциях рассматриваются основные теоретические вопросы и связанные с ними практические проблемы, даются пояснения и рекомендации по выполнению заданий к семинарским занятиям. Семинарские и практические занятия проводятся в соответствии с учебным планом и планом семинарских занятий. К каждому занятию студентам следует, помимо конспекта лекции, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем; представить письменную работу, выполненную в соответствии с предложенным заданием. Студенты, под руководством преподавателя, индивидуально и в группах выполняют некоторые виды научно-исследовательской работы.

Практикум содержит планы семинарских занятий, перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках учебного курса. Раздел «Совершенное владение материалом» содержит вопросы для самопроверки, предназначенные для теоретического осмысления материала; раздел «Критическое мышление» необходим для взыскательного разбора усвоенного, выявления недостатков и пробелов в знаниях; задания в разделе «Практическая работа» системно связаны с предыдущими разделами, и на новом теоретическом уровне способствуют формированию и закреплению профессиональных умений и навыков.

Задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию – важный этап в овладении материалом. Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения – один из видов учебной работы, предусмотренный учебным планом. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, углубления и расширения представлений об изучаемом предмете; формирования умений и навыков работы с нормативными правовыми актами, научной литературой и другими источниками; развития познавательной самостоятельности студентов; формирования и развития общих и специальных, теоретических и практических, учебных и творческих, коммуникативных и иных способностей.

 

 

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: