Требования к знаниям и умениям

 Студент должен знать:

цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины

место юридической психологии в системе юридических наук

структуру и содержание юридической психологии как науки и учебной дисциплины

прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом в подготовке юристов.

иметь представление:

об основных источниках формирования криминальной и судебной психологии в эпоху становления юридической психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение и развитие юридической психологии. Юридическая психология в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

3. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Перечислите цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины.

2. Какое место занимает юридическая психология в системе юридических наук?

3. Из каких разделов состоит юридическая психология как наука и как учебная дисциплина? Какие вопросы эти разделы изучают?

4. Назовите два источника и две составные части юридической психологии.

5. Как знание психологии помогает в практической деятельности следователям, оперативникам, судьям, прокурорам, адвокатам, нотариусам?

6. Что такое интеграция и дифференциация научного знания? В чем состоит роль интеграции научных знаний?

7. Что изучают социология, психология, социальная психология? Как возникли и развивались эти науки?

8. Соотнесите хронологию возникновения юриспруденции, криминальной и судебной психологии, психологии, социальной психологии, психиатрии и юридической психологии. В чем проявляется взаимодействие этих наук?

Критическое мышление

1. Е.Г.Журавель в статье, опубликованной в журнале «Юридическая психология» (2008г., № 3), утверждает, что юридическая психология – это отрасль психологии; классификация юридических наук, известная вам с первого курса, относит юридическую психологию к прикладным юридическим наукам. Эти суждения противоречат друг другу? В чем состоит системообразующая функция юриспруденции по отношению к юридической психологии?

2. Показания по делу очевидцев, потерпевших и самих правонарушителей на практике часто не совпадают. В чем, по-вашему, причина таких разногласий? Может ли психическое состояние влиять на восприятие и оценку происходящего?

Практическая работа

1. По мнению известного российского ученого С.П. Капицы все, сколь либо значимые проблемы носят междисциплинарный характер. Проведите анализ материала, изученного вами в курсе теоретических, историко-правовых, отраслевых и прикладных наук и выявите такие проблемы.

2. Сопоставьте предмет юридической психологии с предметами изучения других юридических наук. Определите место юридической психологии в системе гуманитарных и юридических наук. Результат исследования представьте в виде схемы.

3. В чем состоит отличие структуры юридической психологии как науки от структуры учебной дисциплины «юридическая психология»? Выполните задание, начертив таблицу.

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

1. Используя лекционный материал, учебное пособие и хрестоматию, указанные в списке литературы, выпишите имена известных ученых и названия их научных трудов. Какие темы исследований были наиболее актуальны в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в России и за рубежом?

2. Определите актуальные проблемы научных исследований по юридической психологии в настоящее время. Работу следует осуществлять в системе КонсультантПлюс (имеется в свободном доступе в библиотеке РАП) по следующему алгоритму:  

— войдите в раздел «Пресса и книги»

— найдите журнал «Юридическая психология»

— просмотрите публикации за 2012–2013 год

— определите пять наиболее часто встречающихся проблем.

3. Прочитайте и законспектируйте статью, опубликованную в журнале «Юридическая психология». 

Вариант 1 (для студентов, чьи фамилии начинаются с букв А – К): Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В. Петражицкого // Юридическая психология. – 2008. – №1.

Вариант 2 (для студентов, чьи фамилии начинаются с букв Л – Я): Осколкова С.Н. Вопросы психологии в трудах В.П. Сербского // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 2 – 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: