Примеры тестовых заданий

1. Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения

a) судебная психология

b) психология

c) социальная психология

d) юридическая психология

2.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения

a) социальная психология

b) психиатрия

c) судебная психология

d) психология

3.Автором труда «Криминальная психология», изданном в 1898г. является

a) Г. Гросс

b) Ч. Ломброзо

c) Д.А. Дриль

d) А.У.Фрезе

4.Развитие юридической психологии в Х1Х веке в России связано с

a) распространением идей вульгарного материализма

b) судебной реформой 1864 года

c) развитием судебной психологии в Западной Европе

d) распространением идей материализма

e) отменой крепостного права

5. Основателем психологической школы права является

a) В.М. Бехтерев

b) Л.И. Петражицкий

c) Д.А. Дриль

d) А.У. Фрезе

6.Преступность – явление не социальное, а сугубо биологическое – это основная посылка

a) социологической теории права

b) органической теории права

c) антропологической школы права

d) психологической теории права

7.Поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, отклоняющееся поведение

a) нестабильное

b) преступное

c) противоправное

d) девиантное

8. Соответствие между авторами и их работами

a) А.У. Фрезе

b) Ч. Ломброзо

c) А.Ф. Кони

d) Л.Е. Владимиров

 

a) Память и внимание (1922г.)

b) Психологическое исследование в уголовном суде (1901г.)

c) Очерк судебной психологии (1871г.)

d) О преступном человеке (1876г.)

9. Соответствие между событием и датой

a) возникновение психологической школы права

b) возникновение антропологической школы права

c) учреждение государственного института по изучению преступности и преступника

d) введение в программу юридических ВУЗов общей и судебной психологии

 

a) конец Х1Х–начало ХХ века    

b) вторая половина Х1Х века.

c) 1925 год

d) конец 60–х годов ХХ века

10. Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения это юридическая ###

11. Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения – это ###

12. Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности организованных и неорганизованных социальных структур – это ### психология

Рекомендуемая литература

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2000. – 448 с.: А.У. Фрезе.О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам;А.Л. Болтунов. О судебной психологии;А.Р. Ратинов. Судебная психология как наука;Л.Е. Владимиров.Психологическое исследование в уголовном суде.

Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания. / Е.Г. Журавель // Юридическая психология. – 2008. – № 3.

Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В.Петражицкого / Н.П. Грищенко // Юридическая психология. – 2008. – №1.

Еникеев М.И. Памяти Д.А. Дриля и С.В. Познышева / М.И. Еникеев // Юридическая психология. – 2008. – №1.

Осколкова С.Н. Вопросы психологии в трудах В.П. Сербского /С.Н.Осколкова // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 2 – 7.

 

Тема 2. Методология юридической психологии

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

методологические основы юридической психологии

методы юридической науки, психологии и социальной психологии.

уметь:

классифицировать методы, применяемые при изучении личности и группы

применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп.

иметь представление:

о соотношении философских и общенаучных методов в юридической психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Философские и общенаучные методы познания.

2. Методы юриспруденции и их значение для юридической психологии.

3. Методы психологии и их применение в правовой сфере.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Как соотносятся всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы познания?

2. Почему в юридической психологии необходимо комплексно применять методы философии, юриспруденции, психологии и других наук?

3. Какому закону материалистической диалектики соответствует понятие «рецидив»? Какие дефинитивные нормы уголовного закона отражают действие этого закона?

4. Какие правовые отношения иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей? Какие проблемы противоречия между полярными субъектами вскрывает этот один из основных законов диалектики?

5. В чем состоит сущность субъектно-деятельностного подхода? На конкретном примере правоотношений поясните, какие субъект-субъектные и субъект-объектные связи в нем возникают.

6. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении личности.

7. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении социальной группы.

8. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения?

9. Допустимо ли употребление термина "экспертиза" или "судебная экспертиза" по отношению к полиграфологическому исследованию?

Критическое мышление

4. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.

5. В конце 60–х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М. Ларина, И.Ф. Пантелеева, М.С. Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презюмирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей–очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)

Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.

3. Шатровский районный суд Курганской области, рассматривая дело Кайгародова, обвиняемого в совершении деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, но вину свою не признавшего и от дачи показаний в суде отказавшегося (на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации), постановил обвинительный приговор, указав, что заключением психофизиологической экспертизы, проведенной в отношении свидетеля Сереброва, установлено, что в момент ДТП автомобиль обвиняемого шел на обгон автомобиля КамАЗ со скоростью более 100 км/час, что и послужило причиной дорожного происшествия, повлекшего смерть четырех потерпевших.

Может ли криминалистическое исследование, проведенное с использованием полиграфа подтвердить, что скорость автомобиля была свыше 100 км/час? Какую информацию, в таком случае, может подтвердить или опровергнуть полиграфолог? Как оценивает суд показания, основанные на предположениях и догадках?

4. Астрологи пытаются предсказывать судьбу человека, определяя его психотип и специфические условия жизни. В чем отличие астрологических прогнозов от психологических характеристик? Зачем 52% россиян время от времени просматривают астрологические прогнозы?

Можно ли согласиться с тем, что чтение гороскопов – это прибежище от тоски и тревоги в современном мире, в котором мы чувствуем себя все более одинокими и беспомощными?

Практическая работа

1. Используя формально–юридический метод, исследуйте Конституцию РФ, УПК РФ или другой нормативный правовой акт и выявите термины, имеющие отношение к юридической психологии. Работу следует осуществлять в системе КонсультантПлюс или другой поисковой правовой системе, используя следующий алгоритм:

— введите наименование документа, например: Конституция РФ и откройте документ;

— на панели выберите значок «найти» и введите наименование термина, например: «интерес», «мотив», «вина», «психическое принуждение», «психотравмирующая ситуация», «аффект» и т.д.;

— сохраните найденные фрагменты документа в цифровом формате или выполните рукописный конспект с указанием статей нормативного акта.

2. Примените общенаучные методы анализа, синтеза, системного и функционального подхода в исследовании семьи как социального института.

3. Используя методы юридической психологии (наблюдение, беседа, анкетирование, опрос и т.д.), выявите проблемы, волнующие современную студенческую молодежь, классифицировав их по группам (учебная работа, проведение досуга, взаимоотношения с близкими и т.д.)

4. Используя метод интервью, попытайтесь получить информацию по какому-либо вопросу у представителей различных социальных групп (сокурсники, родители, преподаватели и т.д.). Какие средства коммуникации вы использовали в каждом конкретном случае? Изменялась ли ваша речь (письменная – устная, эмоционально насыщенная – нейтральная, высококультурная – инвективная и т.д.) и стиль общения в беседах с этими лицами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: