1. Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения
a) судебная психология
b) психология
c) социальная психология
d) юридическая психология
2.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения
a) социальная психология
b) психиатрия
c) судебная психология
d) психология
3.Автором труда «Криминальная психология», изданном в 1898г. является
a) Г. Гросс
b) Ч. Ломброзо
c) Д.А. Дриль
d) А.У.Фрезе
4.Развитие юридической психологии в Х1Х веке в России связано с
a) распространением идей вульгарного материализма
b) судебной реформой 1864 года
c) развитием судебной психологии в Западной Европе
d) распространением идей материализма
e) отменой крепостного права
5. Основателем психологической школы права является
a) В.М. Бехтерев
b) Л.И. Петражицкий
c) Д.А. Дриль
d) А.У. Фрезе
6.Преступность – явление не социальное, а сугубо биологическое – это основная посылка
a) социологической теории права
|
|
b) органической теории права
c) антропологической школы права
d) психологической теории права
7.Поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, отклоняющееся поведение
a) нестабильное
b) преступное
c) противоправное
d) девиантное
8. Соответствие между авторами и их работами
a) А.У. Фрезе
b) Ч. Ломброзо
c) А.Ф. Кони
d) Л.Е. Владимиров
a) Память и внимание (1922г.)
b) Психологическое исследование в уголовном суде (1901г.)
c) Очерк судебной психологии (1871г.)
d) О преступном человеке (1876г.)
9. Соответствие между событием и датой
a) возникновение психологической школы права
b) возникновение антропологической школы права
c) учреждение государственного института по изучению преступности и преступника
d) введение в программу юридических ВУЗов общей и судебной психологии
a) конец Х1Х–начало ХХ века
b) вторая половина Х1Х века.
c) 1925 год
d) конец 60–х годов ХХ века
10. Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения это юридическая ###
11. Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения – это ###
12. Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности организованных и неорганизованных социальных структур – это ### психология
Рекомендуемая литература
Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.
Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2000. – 448 с.: А.У. Фрезе.О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам;А.Л. Болтунов. О судебной психологии;А.Р. Ратинов. Судебная психология как наука;Л.Е. Владимиров.Психологическое исследование в уголовном суде.
|
|
Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания. / Е.Г. Журавель // Юридическая психология. – 2008. – № 3.
Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В.Петражицкого / Н.П. Грищенко // Юридическая психология. – 2008. – №1.
Еникеев М.И. Памяти Д.А. Дриля и С.В. Познышева / М.И. Еникеев // Юридическая психология. – 2008. – №1.
Осколкова С.Н. Вопросы психологии в трудах В.П. Сербского /С.Н.Осколкова // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 2 – 7.
Тема 2. Методология юридической психологии
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
методологические основы юридической психологии
методы юридической науки, психологии и социальной психологии.
уметь:
классифицировать методы, применяемые при изучении личности и группы
применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп.
иметь представление:
о соотношении философских и общенаучных методов в юридической психологии.
Вопросы для обсуждения
1. Философские и общенаучные методы познания.
2. Методы юриспруденции и их значение для юридической психологии.
3. Методы психологии и их применение в правовой сфере.
Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)
1. Как соотносятся всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы познания?
2. Почему в юридической психологии необходимо комплексно применять методы философии, юриспруденции, психологии и других наук?
3. Какому закону материалистической диалектики соответствует понятие «рецидив»? Какие дефинитивные нормы уголовного закона отражают действие этого закона?
4. Какие правовые отношения иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей? Какие проблемы противоречия между полярными субъектами вскрывает этот один из основных законов диалектики?
5. В чем состоит сущность субъектно-деятельностного подхода? На конкретном примере правоотношений поясните, какие субъект-субъектные и субъект-объектные связи в нем возникают.
6. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении личности.
7. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении социальной группы.
8. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения?
9. Допустимо ли употребление термина "экспертиза" или "судебная экспертиза" по отношению к полиграфологическому исследованию?
Критическое мышление
4. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.
5. В конце 60–х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М. Ларина, И.Ф. Пантелеева, М.С. Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презюмирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей–очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)
|
|
Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.
3. Шатровский районный суд Курганской области, рассматривая дело Кайгародова, обвиняемого в совершении деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, но вину свою не признавшего и от дачи показаний в суде отказавшегося (на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации), постановил обвинительный приговор, указав, что заключением психофизиологической экспертизы, проведенной в отношении свидетеля Сереброва, установлено, что в момент ДТП автомобиль обвиняемого шел на обгон автомобиля КамАЗ со скоростью более 100 км/час, что и послужило причиной дорожного происшествия, повлекшего смерть четырех потерпевших.
Может ли криминалистическое исследование, проведенное с использованием полиграфа подтвердить, что скорость автомобиля была свыше 100 км/час? Какую информацию, в таком случае, может подтвердить или опровергнуть полиграфолог? Как оценивает суд показания, основанные на предположениях и догадках?
4. Астрологи пытаются предсказывать судьбу человека, определяя его психотип и специфические условия жизни. В чем отличие астрологических прогнозов от психологических характеристик? Зачем 52% россиян время от времени просматривают астрологические прогнозы?
Можно ли согласиться с тем, что чтение гороскопов – это прибежище от тоски и тревоги в современном мире, в котором мы чувствуем себя все более одинокими и беспомощными?
Практическая работа
1. Используя формально–юридический метод, исследуйте Конституцию РФ, УПК РФ или другой нормативный правовой акт и выявите термины, имеющие отношение к юридической психологии. Работу следует осуществлять в системе КонсультантПлюс или другой поисковой правовой системе, используя следующий алгоритм:
— введите наименование документа, например: Конституция РФ и откройте документ;
|
|
— на панели выберите значок «найти» и введите наименование термина, например: «интерес», «мотив», «вина», «психическое принуждение», «психотравмирующая ситуация», «аффект» и т.д.;
— сохраните найденные фрагменты документа в цифровом формате или выполните рукописный конспект с указанием статей нормативного акта.
2. Примените общенаучные методы анализа, синтеза, системного и функционального подхода в исследовании семьи как социального института.
3. Используя методы юридической психологии (наблюдение, беседа, анкетирование, опрос и т.д.), выявите проблемы, волнующие современную студенческую молодежь, классифицировав их по группам (учебная работа, проведение досуга, взаимоотношения с близкими и т.д.)
4. Используя метод интервью, попытайтесь получить информацию по какому-либо вопросу у представителей различных социальных групп (сокурсники, родители, преподаватели и т.д.). Какие средства коммуникации вы использовали в каждом конкретном случае? Изменялась ли ваша речь (письменная – устная, эмоционально насыщенная – нейтральная, высококультурная – инвективная и т.д.) и стиль общения в беседах с этими лицами?