Для большинства сельскохозяйственных грузов характерны следующие свойства:
- небольшая объемная масса грузов;
- непостоянство физических и биологических свойств и их зависимость от тепловых режимов и продолжительности хранения и перевозки, а также влажности;
- резкие сезонные колебания количества грузов, поданных для перевозки;
- потребность для некоторых грузов в многократном перегрузке с использованием промежуточных пунктов складирования;
- необходимость перевозки большого количества грузов в четко определенные периоды;
- необходимость тщательной подготовки подвижного состава с целью предотвращения потерь груза при перевозке.
Рассмотрим особенности организации перевозочного процесса отдельных видов сельскохозяйственных грузов.
Зерновые и зернобобовые грузы включают следующие сельскохозяйственные культуры: злаковые (пшеница, рожь, овес, просо, кукуруза, рис), бобовые (горох, фасоль, соя, бобы, чечевица), масленичные (семена льна, подсолнечника, хлопка, клещевины), а также продукты их переработки.
|
|
Перевозка зерна во время уборки урожая осуществляется согласно следующим схемам:
- комбайн - зерноочистительный тек - зерноприемный пункт (элеватор) или зернохранилище;
- комбайн - элеватор - зернохранилище;
- комбайн - состав - элеватор.
На месте сбора урожая зерно загружают в автомобиль непосредственно из бункеров комбайнов. Загрузка автомобилей возможно во время движения комбайна или при его остановке. Зерно перевозят тарным или бестарным способом подвижным составом с бортовыми, самосвальными и специальными кузовами.
Не допускаются к перевозке зерновые грузы:
- в таре влажностью более 15%, находящиеся в состоянии самосогревания;
- зараженные вредителями;
- без надлежащей отправительской маркировки на мешках;
- без качественных удостоверений.
Количество сданных и принятых зерновых грузов рассчитывают по количеству мешков и стандартной массой согласно данным, которые указываются грузоотправителем в ТТН, или взвешиванием.
Готовя подвижной состав для перевозки зерна насыпью, следует обеспечить уплотнение в местах соединения пола и бортов кузова, а также увеличение борта кузова до высоты 1,0... 1,1 м от уровня пола. Подвижной состав для перевозки зерна от сельхозпроизводителя на приемные пункты должны быть оборудованы занавесками.
Картофель и овощи
Картофель собирают картофелеуборочными комбайнами или вручную после картофелекопалки, или после ее предыдущего выпахивание плугом. После уборки картофель поставляется на сортировочные пункты.
Основные объемы перевозки картофеля и овощей осуществляются:
|
|
- от сельхозпроизводителей, заготовителей к предприятиям торговли, общественного питания и овощехранилищ;
- с овощехранилищ к предприятиям торговли и общественного питания.
Овощи загружают в ящики дощатые массой нетто до 25 кг и до 35 кг, полимерные массой нетто до 20 и до 25 кг и в ящичные поддоны массой нетто в зависимости от вида 350-390 кг (капуста, огурцы, лук репчатый, чеснок, помидоры, кабачки и т.д.).
Рис. 6.1. - Виды поддонов для перевозки картофеля и овощей
Подвижной состав для перевозок картофеля и овощей выбирают с учетом температуры и продолжительности перевозки. Автомобили с бортовой платформой должны быть обеспечены брезентом и веревками.
Сахарную свеклу перевозят бестарным способом автомобилями с бортовой платформой и автомобилями-самосвалами.
Подготовка подвижного состава предусматривает наращивание бортов до высоты 1,0-1,2 м от пола кузова.