double arrow

Классификация комбинаторных идей по С. Ф. Бойцову

 

 

Одна из классификаций комбинаторных идей была проведена С. Ф. Бойцовым в 80-е годы. Он разделил их на пять больших групп

 

Первая группа "клеточная ткань "основана на использовании одного элемента-модуля простой формы. При этом вариантность комбинаций, или уровень комбинаторности зависит от количества этих модулей и их пространственных связей друг с другом (отделочная плитка, кирпич, матричный экран, геометрические орнаменты, детские кубики и т. д.).

 

Вторая группа опирается на некоторую сумму различных по конфигурации и размерам элементов, но связанных между собой размерно-модульными отношениями. Это позволяет значительно расширить возможности вариантных комбинаций и образных решений объектов проектирования на базе модулей, размерная сочетаемость которых облегчает создание новых пространственных структур (детские игрушки, блочная корпусная мебель, интерьерное оборудование. панельно-блочное строительство, детские игровые площадки, блоки-модули в приборостроении и т. д.).

 

Третья группа "компактное множество"

 

основана на единой геометрической топологии нескольких элементов, отличающихся размерами, что обеспечивает входимость одной формы в другую, которая в свою очередь входит в третью и т. д. Ограниченное число форм единой геометрии и взаимосвязанных размеров позволяет создавать компактные комплекты изделий разного функционального назначения (мебель, посуда, емкости для бытового и промышленного применения, детские песочные формочки и т. д.). Этот комбинаторный прием облегчает хранение и транспортировку изделий.

 

Четвертая группа также как и первая имеет всего один элемент-модуль, но более сложной формы. Комбинаторность обеспечивается за счет различных пространственных ориентации модуля и его переворачивания с учетом функции.

 

Заданный модуль согласно конструктивно-композиционной схеме - многофункционален (стол - стул, опора - емкость и т. д.).

 

Пятая группа "трансформация " объединяет все изделия и формы, конструкции которых позволяют преобразовывать их размеры, конфигурацию, цвет, и т. д., но при этом все их детали связаны между собой конструктивно (телескопическая антенна, зонтик, кровать-раскладушка, книга и т. д.).

 

В учебном проектировании применяются все группы, но более популярны 1,2,3 и 5. Иногда совмещают несколько комбинаторных идей в одном проекте, создавая новые элементы, обладающие комбинаторными свойствами другого уровня.

 

Складные, раздвижные, телескопические и другие конструкции, обеспечивающие трансформацию формы, а также модульное формообразование отдельных узлов и объекта в целом - вот далеко не полный перечень применения комбинаторных идей в учебном проектировании при создании однофункциональных изделий (модульные конструкторы, сумки на колесах, инструмент различного назначения, игрушки с кинематикой, электрофонари, наборы туристской посуды и мебели и т. д.)..

 

Комбинаторные упражнения на плоскости

 

В графических композициях на плоскости в Пропедевтике чаще всего используются комбинаторные идеи первой и второй групп. При этом изобразительные элементы комбинаторных упражнений могут быть двух видов: геометрические и предметные.

 

В первом случае основой композиции является геометрический знак-форма (геометрическая фигура или его элементы), а во втором - стилизованное, т. е. упрощенное изображение какого-либо объекта природной или предметной среды.

 

Комбинаторно-модульные упражнения на идею "клеточной ткани" выполняются на разных размерных сетках, чаще - на квадратных, реже - на треугольных, ромбических, шестиугольных Последовательность работы над заданием:

поиск элемента-модуля (варианты геометрического или предметного знака);

прорисовка найденного графического знака;

разбивка данного композиционного поля согласно заданной размерно-модульной сетке;

поиск вариантных перестановок, дающих регулярный, повторяющийся рисунок при повороте графического знака внутри ячейки модульной сетки;

фиксация наиболее выразительных комбинаторных вариантов структуры;

выбор цветографического решения комбинаций.

 

На компьютере работа выполняется иначе, т.к. возможности данного инструмента другие. Так, например, на компьютере мы можем изменять модульную сетку более гибко размерно и геометрически (сжимая или растягивая ее), применять разные заливочные фактуры модулей, получая большой диапазон цветографических решений и т. д.)

 

 

Типы модульных (размерных) сеток

Модуль.

 

Пропорционирование связано с понятиями соразмерности и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей является модуль. Модуль — размер или элемент, повторяющийся неоднократно в целом и его частях. Модуль (лат.) означает — мера. Любая мера длины может являться модулем. При строительстве греческих храмов, чтобы добиться соразмерности использовали также и модуль. Модулем мог служить радиус или диаметр колонны, расстояние между колоннами. Витрувий, римский зодчий 1 в. до н.э., в своем трактате об архитектуре писал, что пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым — по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность, и соразмерность есть строгая гармония отдельных частей самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную.

 

В прикладной графике модуль широко используется при конструировании книг, журналов, газет, каталогов, проспектов, всяческих печатных изданий. Применение модульных сеток помогает упорядочить расположение текстов и иллюстраций, способствует созданию композиционного единства. В основе модульного конструирования печатных изданий лежит комбинация вертикальных и горизонтальных линий, образующих сетку, делящих лист (страницу) на прямоугольники, предназначенные для распределения текста, иллюстраций и пробелов между ними. Этот прямоугольный модуль (их может быть несколько) определяет ритмически организованное распределение материала в печатном издании. Существуют сетки различного рисунка и степени сложности. Не следует путать модульную сетку с типографской сеткой, определяющей размеры полей и формат полосы набора. Конечно, модульная сетка, постольку, поскольку имеет дело с печатными изданиями, должна учитывать размеры строк, высоту литер, пробельные элементы в типографских мерах (квадраты, цицеро, пункты), чтобы правильно располагать печатный материал на странице. Система сеток благодаря четкой модульной основе позволяет ввести в процесс проектирования издания электронные программы. В прикладной, промышленной графике модульную сетку применяют при конструировании всевозможных рекламных издании и, в особенности при проектировании графического фирменного стиля. Модульную сетку применяют при конструировании орнаментов, различных знаков, знаков визуальных коммуникаций, товарных знаков и др. В основу модульных сеток часто бывает положен квадрат. Квадрат очень удобный модуль. В прикладной графике квадрат используется для форматов проспектов альбомов, детских книг, но он также определяет и внутреннее пространство этих изданий. Квадратный модуль может использоваться и не в квадратном формате. Квадрат как конструктивная форма известен издавна. Он привлекал внимание художников Древнего мира и эпохи Возрождения. На рисунке Леонардо да Винчи изображена связь квадрата и круга с человеческой фигурой известная еще древним (Витрувий). Художники Возрождения — немец Дюрер, итальянец Пачоли, француз Тори, занимаясь разработкой начертания букв, исходили из формы квадрата, буква со всеми своими элементами вписывалась в квадрат, хотя и не все буквы приравнивались к квадрату, однако общий композиционный строй определялся квадратом. Квадрат является устойчивой, статичной фигурой. Она ассоциируется с чем-то неподвижным, завершенным. В Древнем мире у некоторых народов изображение квадрата было связано с символикой смерти. (В этой связи интересно заметить, что пропорции квадрата в природе встречаются в формах неживой материи, у кристаллов). Благодаря своей статической завершенности квадрат используется в прикладной графике, в области визуальных коммуникаций наряду с формой круга как элемент, фиксирующий внимание, а также для ограничения пространства, на котором сосредоточена информация.

 

Рис. 12. Пропорции сторон в прямоугольнике Д2, использованные в стандартных форматах.

 

Среди систем пропорционирования, используемых в архитектуре, дизайне, в прикладной графике следует упомянуть системы «предпочтительных чисел» и различные модульные системы. Предпочтительные числа — ряд чисел геометрической прогрессии, где каждое последующее число образуется умножением предыдущего числа на какую-нибудь постоянную величину. Числа из предпочтительных рядов используются при конструировании упаковок, в композиции рекламных плакатов. Они обеспечивают ритмическое развитие формы, их можно встретить и в построении формы античной вазы и в современном станке. Известна система пропорционирования — так называемые «итальянские ряды», в основе которых лежат первые числа ряда Фибоначчи — 2, 3, 5. Каждое из этих чисел, удваиваясь, составляет ряд чисел, гармонически связанных между собой: 2 – 4, 8, 16, 32, 64, и т.д.; 3 – 6, 12, 24 48, 96; 5 — 10, 20, 40, 80, 160.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: