Генерализованная агрессия

Эта форма агрессивных действий обнаруживается чаще при направленной работе с аутичным ребенком по установлению с ним контакта, по его активации, повышению его эмоционального тонуса.

Выглядит эта агрессия следующим образом: ребенок как бы случайно поддается на любую провокацию из окружения-разбрасывает игрушки, рассыпает мозаику, разливает краску и т. д. На раз совершенном действии сразу происходит фиксация, ребенок приходит в возбуждение. Если пытаться в этот момент его остановить, переключить - у него начинает нарастать напряжение, может усилиться двигательное беспокойство, возникнуть аффективный взрыв. Ребенку действительно необходимо такое "выпускание" внутреннего напряжения. Однако нельзя просто разрешить подобные агрессивные действия или игнорировать их. Одно снятие барьера может привести лишь к усилению возбуждения ребенка.

Необходимо активно подключиться к подобным аффективным действиям, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, подключая их к созданию нового яркого эмоционального образа. Так, рассыпание мозаики можно превратить в "салют" или "дождик", размазывание краски - в рисование моря или лужи, разрывание бумаги - в "снег", "полет бабочек" и т. д. Таким образом, формируется новая эмоционально положительная доминанта.

Вместе с тем следует помнить о том, что создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими ребенка на не менее аффективно заряженную активность и, на построение зачатков сюжетной игры, которые в дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать (подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом, устраивать "купание в море" и т. д.), а затем пробовать соединять в единый сюжет.

 



КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Спонтанная свернутая психодрама

Генерализованная агрессия не имеет стойкого характера. Когда мы придаем аффективным агрессивным разрядам ребенка игровой смысл, эмоционально положительно наполняем их и в такой форме делаем их "дозволенными", мы создаем ребенку своеобразную ситуацию "безопасности", доверия к взрослому, заинтересованности в контакте с ним. Одновременно мы повышаем его эмоциональный тонус. В этих условиях напряжение ребенка уменьшается, активность возрастает и агрессивные тенденции приобретают уже.более сложный и фиксированный характер. Они провоцируются чаще не отдельными свойствами объектов, а более общими признаками ситуаций, приобретают более избирательный характер и большую стойкость. Условно такие проявления агрессии можно назвать спонтанными свернутыми психодрамами.

Они выражаются в коротких стереотипных агрессивных действиях с игрушками, иногда сопровождаемых свернутыми речевыми комментариями. Например, девочка дверцей захлопывает игрушку в шкафу, напряженно шепча: "Закрыть! Закрыть, чтоб не вышел". Такие агрессивные вспышки обычно устойчивы. Совершая их, ребенок возбуждается, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе этого явления, как доказывает опыт коррекционной работы, обычно лежит ранее пережитый, но остающийся актуальным для ребенка конкретный страх. Так, в приведенном выше примере, в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда в детском саду дети заперли ее в туалете. Таким образом,, подобная форма агрессии носит защитный характер и представляет собой самостоятельную попытку ребенка справиться со своим страхом.

Появление таких спонтанных психодрам на фоне уменьшения генерализованной агрессии в процессе коррекционной работы с аутичными детьми 2-й группы является хорошим прогностическим признаком "прорастания" у ребенка, пусть в зачаточном виде, аффективных механизмов более высокого - третьего уровня, а следовательно, и возможности формирования у него более сложных и адекватных способов аффективного реагирования.

Однако при доминировании у таких детей в целом второго уровня эти механизмы еще слишком свернуты. Психодрамой подобные устойчивые агрессивные действия можно назвать лишь условно, так как они не завершаются облегчением аффективного напряжения. Сам ребенок не может разрешить травмирующую его ситуацию, и в этом ему должен помочь взрослый.

Во-вторых, следует помнить, что при работе с аутичными детьми 2-й группы разворачивание психодрамы должно быть стремительным, одноактным. Лишь в такой форме она может быть усвоена ребенком с выраженными трудностями растягивания действия во времени, с невозможностью постепенного нагнетания и угашения аффективного напряжения. Поэтому каждое свернутое агрессивное действие, демонстрируемое ребенком, необходимо привести к моментальному положительному завершению. Например, в приведенной выше ситуации можно было бы так комментировать действия девочки: "Закрой, закрой как следует дверь, позаботиться о малыше, а то уже зима на улице, и снег идет и ветер холодный дует, пусть поспит в тепле, а то еще простудится. Какая, ты умница, что устроила ему теплый и уютный домик".

Второе условие, которое следует соблюдать при проигрывании подобных психодрам, - это первоначальная необходимость их многократного стереотипного повторения. Ребенок должен отработать, присвоить себе этот способ острого изживания актуального для него страха, с помощью, а затем и самостоятельно несколько раз проиграть его. Только после этого можно пытаться постепенно расшатать этот стереотип, "подбрасывая" ребенку в момент его наивысшего эмоционального подъема в игре какой-то новый неожиданный вариант благополучного разрешения психодрамы (лучше всего смешной).



КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы

Очередной этап психокоррекционной работы с аутичными детьми 2-й группы может привести к появлению проблемы, связанной с агрессивным типом контакта с людьми, к которым ребенок эмоционально расположен. В процессе коррекции такой тип контакта обычно возникает лишь при заметном повышении эмоционального тонуса аутичного ребенка, его активности, на этапе установления с ним достаточно прочного непосредственного аффективного контакта.

Проявляется это в форме физической агрессии: в попытках укусить взрослого за руку, ущипнуть, мазнуть краской и т. д. В отличие от импульсивных агрессивных действий, которые мы связываем с грубой поломкой протекания этологических аффективных реакций, этот тип агрессии развивается постепенно. Ребенок получает от нее удовлетворение и ждет реакцию взрослого. Обычно ребенок "решается" на такое агрессивное действия на высоте своего эмоционального подъема, пытаясь обратить на себя внимание взрослого, но не располагая самостоятельными адекватными способами взаимодействия с окружающим.

Например, ребенок находится в очень хорошем для себя состоянии - он активен, направлен на взаимодействие с психологом. Заметно снижена его обычная тревожность, идет постоянное общение взглядом - и на этом фоне у него возникает желание укусить взрослого за руку. При этом ребенок удовлетворенно комментирует: "След останется".

Такие проявления агрессии, которые являются неадекватными попытками ребенка самостоятельно поддержать контакт, нельзя резко обрывать, запрещать. Однако опасно и закреплять их в качестве доступного способа взаимодействия ребенка с близкими. Надо быть крайне внимательным в ситуации эмоционального контакта с ребенком, пытаться вовремя уловить агрессивное намерение и предотвратить его, быстро переключив ребенка на выполнение какого-либо иного аффективного действия. При этом необходимо постоянно подавать ребенку примеры социально-приемлемых способов взаимодействия с окружающими.

В целом результат коррекционной работы с агрессивными проявлениями, наблюдаемыми у аутичных детей 2-й группы, можно оценить как положительный, если в поведении ребенка уменьшается частота примитивных, импульсивных, тесно спаянных с влечениями, разрушающих взаимодействие с ним агрессивных реакций и увеличивается доля более сложных, активных, менее ригидных, не так жестко связанных с наличием определенного релизера форм агрессии, которые можно пытаться включать в игровой контекст, используя которые можно подходить к борьбе со страхами ребенка и к установлению с ним более адекватных форм контакта.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: