double arrow

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ


Коррекция агрессии у детей 3-й группы

Как было рассмотрено выше, для первых двух уровней аффективной организации агрессия в норме не является характерной формой реагирования и может проявляться в основном в случаях нарушенного функционирования этих уровней, нося характер отдельных агрессивных реакций.

На третьем же уровне агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему, регуляцию которой этот уровень обеспечивает. Здесь агрессивные проявления приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Когда в процессе онтогенеза этот уровень начинает работать с полной силой, ребенок становится способным успешно приспосабливаться не только к достаточно постоянным условиям существования (как на втором уровне), но и получает в свое распоряжение эффективный способ самостоятельного овладения нестабильными, неожиданными и угрожающими ситуациями. Это происходит благодаря тому, что на третьем уровне формируются специальные аффективные механизмы активного освоения и преобразования внешней ситуации. Они выражаются в форме влечения к опасности и в направленном преодолении или уничтожении препятствий к достижению аффективно значимой цели.




Рассмотренный в предыдущих главах специфический для третьего уровня механизм "качелей", на котором основано влечение к опасности, к страшному, запускается в онтогенезе очень рано. Имея важный адаптивный смысл (справиться с конкретным страхом, пережить опасную ситуацию), он является и одним из самых сильных аутостимуляционных приемов и может проявляться в ряде аффективных действий, которые выглядят внешне бессмысленными и даже опасными. Так, проявляясь как испытание ребенком себя в реальных физически опасных действиях, этот механизм может иногда получать внешнее выражение самоагрессии, а в плане вербального овладения ситуациями - форму агрессивных высказываний, увлечения страшными сказками, историями, разговоров на "неприличные" темы.

При гармоничном аффективном развитии третий уровень находится под постоянным контролем ведущего - четвертого уровня, ответственного за налаживание устойчивых эмоциональных отношений ребенка с окружающими его людьми; Поэтому преимущественно все проявления этого уровня экспансии приобретают социализированный характер. Это относится в полной мере и к агрессивным тенденциям и отражается особенно ярко в сюжетных играх детей, где агрессивные действия оправданы, обслуживают "героические" поступки, несут определенный, социально приемлемый смысл (например, в играх в войну, охотников, больницу и т. д.). Таким образом, для третьего уровня в игре, творчестве возможна реализация агрессивных тенденций .в символическом плане.



В норме механизмы аффективной экспансии совершенно необходимы для 'полноценной организации человека, его адаптации к окружающему миру. Они в значительной мере лежат в основе развития исследовательской деятельности. Однако при нарушении гармоничного функционирования третьего уровня эти механизмы могут неадекватно доминировать в аффективной сфере ребенка. Это доминирование может быть временным - и тогда наблюдаются функциональные аффективные нарушения, - но может носить и стойкий характер.

При стойком характере дисбаланса базальных аффективных уровней постоянным условием аффективного контакта с окружающим миром становится выход ребенка к психодраме. При этом наблюдается повышенная жажда острых, пугающих, неприятных аффективных впечатлений: преобладает экспансивное, часто не учитывающее реальную ситуацию поведение. При таком аффективном расстройстве упражнение механизма "качелей" не несет истинно адаптивной функции, а становится способом патологической аутостимуляции.

Примером грубой патологии третьего уровня может служить 3-я группа аутичных детей. Как указывалось, эти дети производят впечатление особенно негативистичных и агрессивных как в физическом, так и в вербальном планах. Вербальная агрессия преобладает и выражается в одержимости агрессивным" фантазиями, порождаемыми страхами, в отождествлении ребенком себя с каким-либо отрицательным персонажем, в угрозах близким, в разговорах на неприятные и "неприличные" темы.



В отличие от психопатических форм агрессии их проявления в рамках данного варианта аутистического дизонтогенеза носят более стереотипный характер. Они менее развернуты. Ребенок подолгу застревает на неприятном, пугающем его впечатлении, но неспособен его изжить самостоятельно (механизм "качелей" запускается, но не доводится до конца).

Рассмотрим подробнее формы, которые принимают агрессивные тенденции при патологически доминирующем третьем уровне аффективной организации.

 



КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Самоагрессия

В соотношении "агрессия - самоагрессия" ведущей является первая. Самоагрессия, однако, тоже характерна для таких детей. Она может выражаться и в физической форме (когда ребенок кусает, расцарапывает свои руки), но чаще встречаются ее проявления в вербальном плане. Говоря о проявлениях самоагрессии в вербальном плане, мы имеем в виду не столько тот факт, что такой ребенок застревает на неприятных впечатлениях (разговоры о помойках, пожарах, болезнях), сколько то, что он ставит себя в центр воображаемой устрашающей ситуации. Он либо тот, кто принимает наказание, либо тот, кто становится жертвой стихии, либо тот, кто страдает от тяжелой болезни. Например, запрет взрослого выглядывать из окна, залезая на подоконник, ребенок встречает словами: "Пусть я упаду с высоты девятиэтажного дома и разобьюсь на мелкие кусочки". Эти тенденции усиливаются при попытках взрослого пресечь нежелательные влечения ребенка, запретить ему подобные агрессивные фантазии.

Единственный выход в устранении таких разрядов самоагрессии - не фиксировать дополнительно внимание ребенка на страшных, тяжелых впечатлениях, давать им по возможности вербальное положительное разрешение. Безусловно, подобные влечения, соответствующие проявлениям самоагрессии, следует держать все время под контролем, но не категорично запрещая их, а используя для взаимодействия с ребенком, вводя в контекст социально приемлемых и "нужных" увлечений или деятельности (так, например, если ребенок фантазирует, как он может сгореть, можно развить тему, "как замечательно стать ловким, смелым пожарником" и т. п.).









Сейчас читают про: