Вопрос 1: «Ценовая дискриминация»

Факультет «Инновационный бизнес и менеджмент»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

Контрольная работа по курсу:

«Экономика отраслевых рынков»

Вариант №9

 

 

Выполнила студентка

Николаева Мария Викторовна

Группа ИЗЭS 35

Шифр: 1534891

Проверила: Иванова Е.А.

 

Ростов-на-Дону

2017

Оглавление

1 вопрос:

-Ценовая дискриминация…………………………………………………………3

-Типы ценовой дискриминации…………………………………………………4

-Взаимосвязанные продажи……………………………………………………...8

-Трансфертное ценообразование………………………………………………...9

-Ценообразование, ориентированное на затраты……………………………...10

-Ценообразование, ориентированное на спрос………………………………...11

-Психологические особенности ценообразования…………………………....13

Задача ………………………………………………………………………….…14

Списокиспользуемойлитературы …………………………………………..15



Вопрос 1: «Ценовая дискриминация»

Ценовая дискриминация – это продажа фирмой-монополистом одного и того же товара разным потребителям либо группам потребителей по разным ценам, причем различия цен не обусловлены различиями издержек производства. Т.е. ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

В данном случае, слово «дискриминация» означает не ущемление чьих-то прав, а «разделение».

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отдельны друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация является одним из возможных способов увеличения прибыли монополии и общественного порядка.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является:

1) Наличие рыночной власти у фирмы, проводящей ценовую дискриминацию;

2) Возможность фирмы классифицировать потребителей по группам с одинаковыми ценовыми предпочтениями;

3) Способность фирмы предотвратить перепродажу товара.

Типы ценовой дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация (ценовая дискриминация первой степени) – установление разной цены на каждую единицу товара, так, чтобы каждая единица товара продавалась как раз по денежной оценке своей предельной полезности для какого-либо потребителя(т.е. продать товар по цене спроса).

При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис.1)

Рис.1 «Ценовая дискриминация 1 степени»

Заштрихованный на рис.1 треугольник представляет прибыль монополии.

Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

2. Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (ценовая дискриминация второй степени). Нелинейное ценообразование, т.е. ситуация, когда расходы потребителя на покупку товара не пропорциональны покупаемому объему, а зависят от того, какую схему изменения цены выбрал продавец.

А - простой тариф – изменение цены всего объема покупки в зависимости от величины покупки. До 100 единицц- 40руб, 101-200 – 30руб, свыше 200 – 20руб.

Б – блочный тариф – изменение цены затрагивает только последующий объем товара. Первые 100 единиц – 40руб., вторые 100 единиц – 30руб., последующие 100 единиц – 20руб.

В – двойные тарифы – цена товара имеет постоянную часть, которая не зависит от объема покупки, и переменную часть, которая определяется объемом покупки (плата за телефонные разговоры – абонентская и за каждый разговор).

Г- установление минимального объема покупка – потребитель получает возможность покупать товар только при условии, что размер его покупки достигает определенной величины.

Рис. 2 «Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)»

Чем больше дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

3. Ценовая дискриминация по группам потребителей-разграничение рынка (ценовая дискриминация третьей степени) – различные категории покупателей сталкиваются с различными ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую купленную единицу.

Данный тип в реальной экономике встречается чаще всего.

А – зональные цены – дифференциация цен по времени покупки («час пик»).

Б - дифференциация цен в зависимости от статуса потребителя – статус потребителя служит основой для низких или высоких цен.

В - дифференциация цен по отношению к информированным и неинформированным покупателям – назначение высоких прейскурантных цен на товар, но предусмотрение скидки, если покупатель предъявляет претензии.

Г –дискриминация потребителей по отношению к разной оценке времени – наличие скидок с цены товара при том, что снижение цены сопровождается дополнительными временными условиями.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

- авиабилеты туристского и первого классов;

- спиртные напитки класса «люкс» и другие алкогольные продукты;

- скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

- плата за подписку на специализированные изделия для организаций и индивидуальных подписчиков;

- гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

Проведенный анализ показал, как за счет ценовой дискриминации монополия может увеличить прибыль.

Рассмотрим теперь, как ценовая дискриминация влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.

Ценовая дискриминация первой и второй степени увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса. Воздействие ценовой дискриминации третьей степени на общественное благосостояние неоднозначно.

Если в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степени.

Когда по единой цене товар доступен покупателям с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния.

Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьей степени сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса).

В результате уменьшения потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: