Линейная модель инноваций

Инновационный процесс имеет циклический характер, и до последнего времени он был представлен, как правило, в виде линейной модели инновации, состоящей из последовательных этапов:

 

ФИ - ПИ - ТР - Ос - ПП - М - Сб,

 

где ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; ТР — технологические (опытно-конструкторские) разработки; Ос — освоение; ПП — промышленное производство; М — маркетинг; Сб — сбыт.

Согласно этой модели разработанная фундаментальная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые служат ос­новой для инноваций и последующей коммерциализации. Дан­ная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше объем проводимых фундаментальных исследований, тем боль­ше объем прикладных исследований, тем больше число инноваций и внедряемых передовых технологий. Однако эта простая модель, во многом реализовавшаяся в рамках государственного управления во времена военной фазы развития науки и техники (как в США, так и в СССР), в новых условиях более не является доминиру­ющей в гражданской экономике развитых стран. Практика разви­тых стран показывает, что такой «самотек» от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов неэффективен и, более того, едва л и осуществим. Противоречивость л иней ной модели состоит в том, что она не учитывает влияния внешней среды (рынка) на развитие событий, связанных с исследовани­ями и разработками, а также продвижение результатов НИОКР и не в состоянии отразить сложность взаимоотношений между наукой и производством. Необходимо построение новой, более сложной, или так называемой интерактивной модели инноваци­онного процесса (рис. 15.2).

 

 

 

 


Рис. 15.2. Интерактивная модель инновации

 

Остановимся на основных отличиях управляемой нелиней­ной (интерактивной) модели от линейной:

1) интерактивные модели подразумевают, что между стади­ями инновационного процесса существуют взаимодействия («пет­ли обратной связи»), а также воздействие внешней среды. Так, в рамках данной модели допускается одновременное проектиро­вание, маркетинг и производство нового продукта;

2) новые идеи возникают и разрабатываются на всех стадиях инновационного процесса, т.е. фундаментальные исследования не рассматриваются в качестве единственной инициирующей силы;

3) результаты исследований используются в различных формах на всех стадиях инновационного процесса, т.е. трансфер и коммерциализация технологий возможны также на всех стадиях этого процесса;

4) управляемая нелинейная модель учитывает роль менедже­ров инновационного процесса и потребителей инновационных продуктов. Инновационный менеджер принимает решения на раз­личных стадиях инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: