Инновационный процесс

Под инновационным процессом понимается процесс последова­тельного превращения идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструктор­ских и технологических разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта. Другими словами, инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространением инноваций. Раз­личают три логические формы инновационного процесса: 1) про­стой внутриорганизационный (натуральный); 2) простой межорганизациоиный (товарный); 3) расширенный.

Простои внутриорганизационный инновационный процесс пред­полагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непос­редственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отде­ление функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляет­ся в создании новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через вза­имную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного про­цесса действует как минимум два хозяйствующих субъекта: про­изводитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведе­ния. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяй­ствующем субъекте,

Распространение и диффузия инноваций

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распро­странение; б) диффузия нововведения. Первая фаза в основном включает последовательные этапы научных исследований, опыт­но-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе об­щественно полезный эффект перераспределяется между произ­водителями нововведения, а также между производителями и по­требителями. Диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или мес­тах применения. Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответству­ющим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Со­гласно теории нововведений Шумпетера диффузия нововведе­ний является процессом кумулятивного увеличения числа ими­таторов, внедряющих нововведения вслед за новатором и ожи­дании более высокой прибыли. Шумпетер считал ожидание сверхприбыли главной движущей силой внедрения нововведе­ний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: