Критерий | Виды инноваций |
1. В зависимости от глубины вносимых изменений | Радикальные (или базовые) Улучшающие Псевдоинновации |
2. В зависимости от технологических параметров | Продуктивные Процессные |
3. По типу новизны для рынка | Новые для отрасли в мире Новые для отрасли а стране Новые для данного предприятия |
4. По преемственности | Замещающие Отменяющие Расширяющие |
5. По охвату | Локапькые Системные Стратегические |
6. По времени выхода на рынок | Инновации-лидеры Инновации-последователи |
Охарактеризуем наиболее существенные из них. Прежде всего необходимо различать инновации в зависимости от глубины вносимых изменений.
Радикальные, улучшающие и нсевдоинновации
Радикальные инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными характеристиками по производительности или цене. Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах и услугах, что приводят к трансформации существующих рынков и отраслей или создают новые рынки и отрасли. Улучшающие инновации представляют собой незначительные, нереволюционные изменения, во многом предсказуемые и предопределенные существующими знаниями, продуктами и технологиями. Такие инновации характеризуются значительной зависимостью от прошлого и следованием определенным технологическим парадигмам. К несущественным видоизменениям (псевдоинновациям) можно, например, отнести: 1) незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие заметного влияния на параметры, свойства и стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; 2) расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Важной характеристикой инноваций является их разделение в зависимости от технологических параметров на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение в производство или на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло — инкрементальная продуктовая инновация) — это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственною процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Свойства инновации
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Исходя из данных характеристик научно-технические (технологические) инновации должны: 1) обладать новизной; 2) удовлетворять рыночный спрос; 3) приносить прибыль производителю[5]. Следовательно, инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Поэтому непременными свойствами инноваций являются не только их научно-техническая новизна, но также их производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Отметим, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства (научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ФИРМЕ