Классификация инноваций

Критерий Виды инноваций
1. В зависимости от глубины вносимых изменений   Радикальные (или базовые) Улучшающие Псевдоинновации
2. В зависимости от технологических параметров Продуктивные Процессные
3. По типу новизны для рынка   Новые для отрасли в мире Новые для отрасли а стране Новые для данного предприятия
4. По преемственности   Замещающие Отменяющие Расширяющие
5. По охвату   Локапькые Системные Стратегические
6. По времени выхода на рынок   Инновации-лидеры Инновации-последователи

Охарактеризуем наиболее существенные из них. Прежде всего необходимо различать инновации в зависимости от глубины вносимых изменений.

 

Радикальные, улучшающие и нсевдоинновации

Радикальные инновации – это продукты, процессы или услу­ги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо из­вестными, но значительно улучшенными характеристиками по производительности или цене. Эти радикальные инновации со­здают такие значительные изменения в процессах, продуктах и услугах, что приводят к трансформации существующих рынков и отраслей или создают новые рынки и отрасли. Улучшающие инновации представляют собой незначительные, нереволюцион­ные изменения, во многом предсказуемые и предопределенные существующими знаниями, продуктами и технологиями. Такие инновации характеризуются значительной зависимостью от про­шлого и следованием определенным технологическим парадиг­мам. К несущественным видоизменениям (псевдоинновациям) можно, например, отнести: 1) незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие заметного вли­яния на параметры, свойства и стоимость изделия, а также вхо­дящих в него материалов и компонентов; 2) расширение номен­клатуры продукции за счет освоения производства не выпускав­шихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличе­ния доходов предприятия. Важной характеристикой инноваций является их разделение в зависимости от технологических пара­метров на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации

Продуктовые инновации охватывают внедрение в производ­ство или на рынок технологически новых или усовершенство­ванных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, а также состав используемых материалов и компо­нентов) или предполагаемое использование являются принци­пиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руковод­ства Осло — инкрементальная продуктовая инновация) — это существующий продукт, качественные или стоимостные харак­теристики которого были заметно улучшены за счет использо­вания более эффективных компонентов и материалов, частич­ного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации

Процессные инновации включают разработку и внедрение тех­нологически новых или значительно усовершенствованных про­изводственных методов. Инновации такого рода могут быть ос­нованы на использовании нового производственного оборудова­ния, новых методов организации производственною процесса или их совокупности, а также на использовании результатов иссле­дований и разработок. Такие инновации нацелены, как прави­ло, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предна­значаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Свойства инновации

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Исходя из данных характеристик научно-технические (технологичес­кие) инновации должны: 1) обладать новизной; 2) удовлетво­рять рыночный спрос; 3) приносить прибыль производителю[5]. Следовательно, инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Поэтому непременными свойствами инноваций явля­ются не только их научно-техническая новизна, но также их про­изводственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свой­ство, для достижения которого необходимы определенные уси­лия. Отметим, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства (научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инно­вационном процессе.

 

 

МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ФИРМЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: