Важной составляющей инновационного климата в компании должно стать обучение персонала. Отметим, что в инновационной компании процесс обучения и повышения квалификации сотрудников должен иметь непрерывный характер. Обучая сотрудников, инновационная компания преследует целый ряд целей, а именно: 1) пополнение недостающих знаний сотрудников; 2) исправление недостатков в выполнении работником должностных обязанностей; 3) развитие инновационной атмосферы в коллективе; 4) стимулирование инновационной составляющей в повседневной работе рядовых сотрудников. Процесс обучения сотрудников может происходить в организации как с использованием собственных ресурсов, так и с привлечением сторонних обучающих. Например, сотрудники, нанятые со стороны для выполнения определенной работы на стартовом этапе деятельности инновационной компании (на основе аутсорсинга), могут обучить в процессе работы молодых сотрудников. Также инновационная компания может направлять своих сотрудников на семинары по повышению квалификации или нанимать тренеров из специализированных фирм.
Система мотивации и стимулирования
Уже на стадии старта инновационная компания должна разработать систему мотивации, оценки работы и стимулировании сотрудников. У любого сотрудника существуют три типа ожиданий от работы, которые условно можно обозначить как инструментальные (материальные стимулы), ценностные (моральное удовлетворение от работы) и социальные (выполнение определенной функции в обществе). В США в 1990-х годах было проведено исследование, в ходе которого респондентам было задано два вопроса. Их попросили назвать качественные характеристики идеальной работы и черты работы, которой им менее всего хотелось бы заниматься. Итог опроса представлен в табл. 15.3.
Управление мотивацией в инновационной компании должно быть направлено, таким образом, на то, чтобы сотрудники оценивали свою работу как интересную, полезную и перспективную. Этого можно достичь как при помощи умелой организации производственного процесса, четкого разграничения функций сотрудников, устранения дублирования, построения современной корпоративной культуры, так и разработки адекватной системы вознаграждения труда работников. Инновационная фирма может применять как фиксированное вознаграждение (рау fо регfогmanсе — плата за исполнение, повременная оплата труда), так и другие формы оплаты (премии, опционы и т.д.). Для применения вышеописанных форм поощрения персонала инновационная компания должна разработать схему оценки персонала. Оценка персонала имеет целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для определения перспектив роста (ротации), а также разработки кадровых мероприятий, необходимых для достижения целей кадровой политики.
Таблица 15.3
Характеристики идеальной и наименее привлекательной работ
|
Когда речь заходит об оценке вклада работника инновационной компании, может возникнуть проблема выработки адекватных критериев оценки труда. Если на производственном предприятии действуют нормы выработки и качества, по которым производится оплата труда сотрудника, то на инновационном предприятии оценить вклад работников, занимающихся умственным трудом, достаточно сложно. Уникальность каждой инновационной компании ведет к необходимости разработки персональных критериев оценки либо каждого отдельного сотрудника (что трудно сделать в крупной компании), либо групп сотрудников. На ста дни расширения инновационной компании окончательно формируется инновационная атмосфера. Для удовлетворения растущего спроса инновационная компания должна провести реструктуризацию, создать новые отделы и подразделения, установить связи между ними, привлечь новый персонал.