В рамках реализации государственных программ поддержки научных исследований в России созданы Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. Фонд содействии развитию малых форм предпринимательства в научно-технический сфере образован в 1994 г. в форме государственной некоммерческой организации. Основные задачи фонда:
· проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
· создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
В настоящее время фонд проводит программы «Старт» и ТЕМП. Программа «Старт» направлена на финансирование стадии создания предприятий. Основная цель программы — содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии) или услуги на основе результатов своих научных исследований. Программа ТЕМП («технологии — малым предприятиям*) нацелена на малые предприятия, которые рассматривают приобретение лицензий на новые технологии и технические решения у российских университетов, академических и отраслевых институтов, отдельных ученых и специалистов в качестве основного инструмента ускорения темпов развития.
Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. с целью создания условий, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала России. Фонд осуществляет поддержку научных исследований и экспериментальных разработок прикладного характера, ориентированных на традиционные и развивающиеся рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок из средств РФТР служит решению следующих задач:
· содействие эффективной реализации научно-технических проектов и программ по разработке и использованию наукоемких технологий, соответствующих в первую очередь приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий федерального уровня;
· повышение коммерческой привлекательности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектов и разработок на основе использования современных организационно-финансовых методов управления развитием науки и техники;
· содействие организации эффективного взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики в развитии научно-технического потенциала России.
Средства РФТР используются для финансирования на договорной, возвратной основе научных исследований и экспериментальных разработок.
Образовательные программы
Система информационного обеспечения инновационной инфраструктуры включает прежде всего образовательные программы, направленные на повышение профессионального уровня участников инновационного процесса. Динамичное развитие инновационной системы невозможно без квалифицированного персонала на предприятиях, осуществляющих инновационную деятельность. Необходимо создание в экономических вузах образовательных программ по подготовке инновационных менеджеров, способных реализовать полученные знания на практике. Одной из наиболее значимых проблем является отсутствие элементарных знаний у научных сотрудников — потенциальных предпринимателей. Часто недостаток экономического образования не позволяет им реализовать потенциально прибыльные и интересные идеи. Отметим, что создание механизмов обучения на всех ступенях образовательной системы способствует усилению инновационной активности населения.
Информационная система
Информационная система является всеобъемлющим элементом инновационной системы. Без эффективной системы передачи информации между звеньями инновационной системы ее эффективность будет чрезвычайно низкой. Наиболее актуальная проблема, стоящая перед Национальной инновационной системой, — быстрое внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в промышленности для получения максимального социально-экономического эффекта. Чем доступнее информация для всех участников инновационного процесса, тем быстрее могут быть реализованы результаты исследований.
Создание аффективной инновационной инфраструктуры является основным вопросом государственной политики в области стимулирования инновационного развития и важнейшим условием инновационной активности российских предприятий.
Контрольные вопросы
1. В чем отличия понятий «новшество», «нововведение «инновация»?
2. Что такое инновационная траектория?
3. Приведите примеры радикальных, улучшающих и псевдоинноваций.
4. Назовите три основные характеристики любой инновации.
5. В чем принципиальные отличия линейной и интерактивной моделей инновационного процесса?
6. Что лежит в основе выбора инновационной компанией источника финансирования? Какие внешние источники финансирования вы знаете?
7. Составьте и обоснуйте оптимальный маршрут развития инновационной компании на основе внешних источников финансирования.
8. Какие факторы определяют выбор инновационной компанией венчурного фонда?
9. В чем специфика процесса управления персоналом на различных стадиях развития инновационного предприятия?
10. Какие составляющие инновационной инфраструктуры вы знаете?
Тема 16
ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
План занятия
1. Система планирования на предприятии.
2. Производственная программа предприятия.
3. Организация системы планирования на предприятии.
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
16.1.1. Понятие, цели и задачи планирования;
Каждое предприятие независимо от формы собственности, масштабов и направлений деятельности занимается планированием. Планирование — это процесс обоснования и выбора целей предприятия на определенную перспективу, основных направлении и решении с разработкой соответствующей технологии для их достижения. Отметим, что современная рыночная экономика является более плановой, чем прежняя отечественная экономика в условиях централизованной системы управления. Так, обычный фермер США разрабатывает план действий на предстоящий сельскохозяйственный период (какие сорта выращивать и в каком объеме, сколько, как и кому реализовывать продукцию) в зависимости от сложившихся на начало года биржевых цен на различные виды сельскохозяйственной продукции, транспортных услуг, прогноза погодных условий и т.д.
Принципиальное отличие состоит в том, что в условиях рыночной экономики меняется прежде всего субъект планирования: принимает и утверждает план только собственник {его представитель) или уполномоченный им работник, нанятый по контракту и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому прежде всего необходима оценка сложившейся в условиях централизованного управления системы планирования на предприятии. Это необходимо как для определения имеющегося задела (базиса), не потерявшего значения и в условиях рыночной экономики (например, программно-целевые методы планирования, в том числе целевые комплексные программы научно-технического прогресса и программы технического перевооружения производства, оперативно-производственное планирование, планирование по факторам производства и др.), так и для преодоления недостатков данной системы, перестройки плановой деятельности на предприятии в условиях рынка.
Рыночные условия диктуют характер и целенаправленность планирования на предприятии. Необходимо своевременно учитывать на предприятии внешние факторы воздействия (конкурентов, рынки сбыта, потребителей), стремиться определить воздействие предстоящих научно-технических, социально-экономических, организационных, экологических, политических и других изменений. Прежние функции государственных органов переходят непосредственно предприятиям: становится необходимым самостоятельно разрабатывать долгосрочную стратегию развития на уровне предприятии. Отсюда изменяются формы и принципы заводского (внутрифирменного) планирования. Рамки текущего (годового) планирования становятся узкими, что диктует необходимость использования перспективного планирования. Перспективный план, отражающий стратегические цели, становится главным ориентиром для текущего планирования и основой деятельности крупной промышленной фирмы. В свою очередь, результаты текущей деятельности за год используются для своевременной корректировки перспективных планов с учетом изменившейся хозяйственной ситуации. Иными словами, используется принцип скользящего планирования.
Планирование как функция управления прежде всего крупной промышленной фирмой (концерн, картель, консорциум и т.д.) осуществляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на определенный период, постановке задач и выборе средств их достижения, определении необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Разрабатывается комплекс мер, направленный на взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений предприятия при определении путей, последовательности и направлений достижения конкретных целей, включая всю технологическую цепочку (от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до производства, сбыта и сервисного обслуживания). Для этого необходимо знать перспективы конъюнктуры рынка, тенденции потребительского спроса, возможности наиболее эффективного применения используемых ресурсов. Необходима также постоянная увязка планирования с маркетингом и контролем. Планирование осуществляется в виде взаимосвязанной совокупности перспективных и текущих планов.
Формы и этапы планирования, виды планов
Директивное и индикативное планирование
Директивное минирование имеет обязательный характер для объектов планирования. Отметим, что директивное планирование, являясь альтернативой рыночной самонастройке, применяется в государственном управлении и предпринимательстве, например в текущем планировании на фирме, так как в целом не является антиподом рынку. Индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания (индикаторы) индикативного планирования не носят обязательною для исполнения характера. Они характеризуют параметры и направления развития экономики страны (региона), определенные в результате выработки и формирования органами государственного управления курса социально-экономической политики.
Индикативный план включает общую концепцию социально-экономического развития страны (региона), прогноз социально-экономического развития, государственные федеральные и региональные целевые программы и системы экономических регуляторов. В состав индикативного плана может входить ограниченное число обязательных заданий. Индикативное планирование принципиально отличается от директивного потому, что носит рекомендательный, а не обязательный характер, основано на косвенном регулировании, использовании системы экономических нормативов и льгот, преимущественном применении стоимостных, а не натуральных показателей. Предприятия могут участвовать в реализации индикативного плана в одной из следующих форм: 1) участие в государственных или региональных целевых комплексных программах; 2) поставка продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд. Индикативное планирование применяется и на микроуровне, в частности при разработке и составлении перспективных планов. В зависимости от содержания, целей и задач можно классифицировать следующие формы планирования.
Классификация планов по горизонту планирования
По длительности планового периода (горизонту планирования) выделяют: 1) долгосрочное (перспективное) планирование; 2) среднесрочное (свыше одного года) планирование; 3) краткосрочное (текущее) планирование. Следует отличать перспективное планирование от идентичного по форме прогнозирования. Прогнозирование, являясь неотъемлемым элементом планирования, представляет собой метод, где описание возможных ситуаций будущего основывается на имеющихся практических данных и ориентирует текущие предположения относительно изменения развития объекта или процесса. Большинство решений, принимаемых в области маркетинга, предпринимательства, инвестирования, инноваций и т.п., основываются на оценке событий, которые произойдут в будущем, т.е. в своей основе имеют прогноз развития событий. Выявление с помощью прогноза различных вариантов развития планируемого объекта или процесса и обоснование выбора оптимального варианта позволяют рассматривать прогнозирование как один из этапов перспективного планирования.
Среднесрочное планирование составляет от одного года до пяти лет. Текущее планирование осуществляется на период до одного года и включает полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное (часовое) планирование. Отдельные предприятия совмещают среднесрочное планирование с текущим: составляется так называемый скользящий пятилетний (трехлетний) план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана. В США планирование на фирмах осуществляется на период от одного до трех лет. В Японии планы в корпорациях разрабатываются на срок от 5 до 15 лет. В бывшем СССР на уровне предприятий разрабатывались пятилетние и годовые планы. Годовые планы часто корректировались, особенно в последние годы до перехода к рыночной экономике. Поэтому основой планирования текущей деятельности предприятий являлись квартальные и месячные планы. И в настоящее время на предприятиях, где остается проблема «выживания», основой планирования текущей деятельности предприятия являются квартальные и месячные планы.
Классификация планов по типам целей.
По важности поставленных целей (типу целей, содержанию плановых решений или объему привлекаемых материальных ресурсов и инвестиций) различают: 1) стратегическое планирование; 2) тактическое планирование; 3) оперативное планирование; 4) инвестиционное проектирование; 5) бизнес-планирование. Таким образом, перспективное планирование включает формирование долгосрочных планов, направленных на решение стратегических задач. Стратегическое планирование — четкая ориентация планирования на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды. Являясь составным элементом стратегического управления, стратегическое планирование — многоэтапный процесс активного поиска альтернативных вариантов, выбора лучшего из них, построения на основе этого выбора обшей стратегии развития, формирования специального механизма ее реализации.
В мировой практике обычно различают понятия долгосрочного и стратегического планирования. Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций развития и введении в модели планирования оценок будущего. Перенос прошлых закономерностей и структурных характеристик на будущее развитие является особенностью и одновременно недостатком такого подхода, поскольку делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого. Основой стратегического планирования считается построение дерева целей и сценариев планирования, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения и др. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов является построение их от будущего к настоящему. Данная форма планирования органично вписывается в концепцию стратегического управления крупной промышленной фирмой (концерном, консорциумом, картелем и др.). При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.
В системе долгосрочного планирования промышленной фирмы на основе оценки текущих итогов и прогнозирования внешней среды происходит уточнение стратегических проблем. Формируется долгосрочная стратегическая политика, принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов. Цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из основных подразделений фирмы. Данные подразделения выполняют планы, дается оценка их исполнения, и производится контроль по отклонениям фактических показателей от запланированных как в рамках долгосрочного плана (обычно по новым изделиям), так и годового плана (по существующим изделиям). В 70—80% крупнейших японских корпораций применяются системы долгосрочного планирования. Стратегическое планирование характеризует интегральный процесс подготовки и принятия стратегических решений с разработкой основных методов их осуществления. Стратегическое планирование является многоэтапным процессом, который осуществляется последовательно-параллельно и охватывает следующие четыре множества решений:
1) определение бизнеса (описание производимого продукта, работ и услуг с учетом технико-экономических параметров, потребительских свойств и т.п., оценка масштаба рынка данного продукта, сегментация рынка);
2) миссия (роль) бизнеса — множество преследуемых целей в их количественном измерении, т.е. миссия — это совокупность количественных измерителей, выражающих цели развития (темпы роста объема продаж, размер доли рынка, уровень прибыльности или доходности, величина чистого дохода и объем денежного оборота и др.);
3) функционсмьные стратегии — стратегии в области исследований и разработок, маркетинга, производства, инвестиций, финансов и трудовых ресурсов;
4) бюджетирование — формирование системы распределения ресурсов и составление бюджетов, обеспечивающих реализацию стратегий, программ и планов.
Стратегическое планирование в своей основе предполагает ежегодную корректировку принятых плановых решений, а также пересмотр соответствующих мер по выполнению этих планов. Отсюда важнейшей отличительной чертой стратегического планирования является гибкость планового горизонта, который во многом обусловлен масштабами и размером предприятия.
Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей. На осново технико-экономического плана, охватывающего внутрипроизводственный хозяйственный механизм, устанавливаются связи между структурными подразделениями фирмы, разрабатываются научно обоснованные пропорции в производстве и бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, а также осуществляется контроль за их выполнением. В современных условиях бюджетирование является основным средством планирования и контроля в предпринимательстве и государственном управлении. Бюджет предприятия — это охватывающий все аспекты хозяйственных операций предприятия план, отражающий цели, задачи и политику предприятия на определенный период.
Оперативное планирование посвящено конкретизации показателей тактического плана и решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Оперативное планирование характеризуется высокой степенью детализации планов, узкой направленностью и большим разнообразием используемых приемов и методов.
Инвестиционные проекты (планы капитальных вложений) направлены на увеличение производственных мощностей, характеризуются долговременным характером. Бизнес-планирование проводится для обоснования создания нового предприятия и организации, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Классификация планов по другим признакам
Виды планов могут классифицироваться также в зависимости от следующих критериев: I) содержания хозяйственной деятельности — планы исследований и разработок (НИР и ОКР), производства, маркетинга, сбыта, персонала, закупок сырья и материалов, инвестиций, финансовый план и др.; 2) уровня управления и организационной структуры предприятия — планирование корпоративное, фирменное (заводское), планы дочерних компаний, филиалов, цеховая система планирования, производственная система планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.); 3) сферы применения — планирование межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; 4) объектов планирования — целевое планирование (определение стратегических и тактических целей), программное планирование (разработка и реализация конкретных программ, например маркетинга, снижения себестоимости, производственной программы, сбыта) и планирование средств (определение средств достижения поставленных целей, например планирование персонала, технического перевооружения производства); 5) глубины планирования — агрегированное планирование (ограничено заданными параметрами, например планирование цеха как суммы участков, завода как суммы цехов) и детальное планирование (подробный расчет и описание планируемого объекта или процесса); 6) по степени охвата — общее (все моменты и параметры) и частичное планирование (определенные моменты, параметры и области); 7) по стадиям разработки — предварительное (разрабатываются проекты планов) и окончательное планирование (после утверждения планы получают силу законов); 8) по координации планов во времени — последовательное планирование (последовательно осуществляемый согласованный процесс планирования различных планов) и одновременное планирование (параметры всех планов определяются одновременно в единственном акте планирования); 9) по учету изменения данных — жесткое и гибкое планирование.
Этапы планирования
Плановая деятельность является одной из основных функций современного менеджмента. В условиях централизованной системы управления планово-экономический отдел и бухгалтерия на предприятии были разобщены, так как деньги в значительной мере выполняли учетную функцию. В условиях рыночной экономики основой стратегии предприятия становится планирование доходов и расходов; финансовый аспект планирования (бюджетирование) становится основным как при разработке плана, так и при его конкретизации и выполнении. Планирование, являясь начальным этапом управления, представляет собой процесс, направленный на выбор целей развития фирмы, определение программы действий (политики), разработку мер и мероприятий, методы достижения поставленных целей. Процесс планирования охватывает по крайней мере пять этапов.
На первом этапе производится прогнозирование, под которым понимается прежде всего систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся ресурсов. Прогноз дает возможность обоснованного подхода к планам. На втором этапе происходит сравнение и выбор варианта развития предприятия. В управлении не существует одного подхода к решению поставленной задачи. Поэтому необходимо оценить альтернативные варианты с различных позиций (прибыльности, используемых ресурсов, социально-экологической значимости и т.п.) и выбрать наиболее подходящий вариант. Третий этап— формирование цели и постановка задач. Необходимо четко определить цель и сроки ее достижения. На четвертом этапе разрабатывается программа действий с соответствующим графиком работ. Для получения действенной программы необходимо установление временной последовательности и очередности выполнения принимаемых задач. На пятом этапе производится стоимостная оценка программы и распределение ресурсов, и прежде всего финансовых. В современной мировой практике, опирающейся на другую (более рациональную) систему бухгалтерского учета, данный этап называется бюджетированием, т.е. формированием бюджета. Он призван обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении в виде стандартного пакета документов.
Текущее планирование деятельности предприятия
Текущее планирование охватывает годовой период и включает совокупность планов по различным видам деятельности (например, по исследованиям и разработкам, производству, персоналу, материально-техническому снабжению, сбыту, маркетингу и др.). Структура и система оперативных планов, действующих в условиях рыночных отношений, характеризует многообразие и взаимосвязанность плановых решений. Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые определяются в натуральных или стоимостных показателях. Планирование ориентировано прежде всего на «узкие места», где ограничена маневренность производства, рабочей силы, финансовых ресурсов и т.п. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений. После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ и выявление несоответствий. Поскольку планы взаимосвязаны, предусмотрена процедура внесения соответствующих корректировок.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных долгосрочными и среднесрочными планами. Календарные планы производства разрабатываются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков выполнения каждого заказа. Календарные планы производства могут включать необходимые расходы на реконструкцию наличных мощностей, замену оборудования, обучение рабочей силы и даже предусматривать расходы на сооружение новых цехов и предприятий.
Одним из главных ориентиров плана является сохранение платежеспособности (ликвидности) фирмы. Сальдо доходной и расходной частей плана включается в бюджет (план расходов и доходов). Узловым в системе планов является планирование сбыта, производственной программы и финансов. Исходными данными для планирования деятельности предприятия являются показатели рынка. Результаты маркетинга, дающие достаточно полное представление о положении на рынке, служат исходными данными для принятия плановых решений о сбыте. Проводится также анализ внутрифирменных данных за прошлые годы, и представляются статистические данные сбыта в виде таблиц, дающие информацию о структуре и развитии сбыта и сбытовых расходах. Годовой план сбыта оказывает прямое воздействие на план производства продукции, а не наоборот, как в условиях централизованной системы управления. Сформированный план сбыта в натуральном и стоимостном выражении является основой для расчета плановой прибыли и минимально возможной цены. Таким образом, план сбыта служит основой разработки остальных планов.
Без планирования ресурсов невозможна деятельность данного предприятия. На первой ступени планирования ресурсов устанавливаются объем и вид необходимых ресурсов на каждый год планируемого периода, далее проводится анализ потребностей, которые сопоставляются с возможностями поставщиков. На второй ступени планирования ресурсов вырабатывается решение по недостающим или избыточным ресурсам. На заключительной ступени проводится распределение ресурсов по целевым программам и оценка баланса ресурсов. Особенностью текущих планов предприятия является максимально точная оценка финансовых ресурсов и финансовых результатов. Поэтому в годовом плане предприятия раздел «Финансовое планирование» выделяется в самостоятельный, где сводятся воедино текущие финансовые затраты и поступления, а также расходы и ожидаемые доходы от реализации инвестиционных проектов. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, которые составляются на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению — центру прибыли. Затем производится консолидация в единый основной (общий) бюджет предприятия.
Бюджет фирмы увязывает оперативный и финансовый планы, представляет возможность предвидеть конечный результат деятельности предприятия — величину и норму прибыли. Бюджет фирмы, охватывая все стороны ее деятельности и базируясь на оперативных планах подразделений и отделений, служит также средством координации работы ее звеньев. Бюджетное планирование предполагает создание системы бюджетов, которые должны охватывать всю информационную базу финансовых расчетов предприятия. Данный процесс может быть разделен на две части — формирование операционного бюджета и формирование финансового бюджета.
Операционный бюджет предполагает подготовку следующего пакета документов: бюджета реализации (продаж), бюджета производства, бюджета производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов), бюджета прямых затрат на материалы, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов, бюджета доходов и расходов (или прогноза отчета о прибылях и убытках — показывается, какой доход получило предприятие и какие затраты понесены в данный период). Финансовый бюджет предполагает подготовку бюджета потока денежных средств, или кассового бюджета (прогнозируются поступления и расходы по всем видам деятельности предприятия — основной, финансовой и инвестиционной), расчетного баланса (прогноза баланса) и инвестиционного бюджета.
Нормативно-информационная база планирования
Нормативное хозяйство предприятия — это нормы и нормативы, методические документы для их расчета, а в условиях «информационной революции» — это массивы норм и программы для формирования этих норм, инструкции по организации и ведению нормативного хозяйства. Система натуральных и стоимостных нормативов служит для всех уровней планирования в целях совершенствования разработки балансов, планов производства, материально-технического обеспечения и капитального строительства. Термин «норма» в переводе с латинского обозначает в широком смысле правило, которому подчиняется процесс или его результат. Под нормами понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и финансовых ресурсов для изготовления единицы продукции (выполнения работ или услуг установленного качества при условиях производства планируемого периода). Под нормативами подразумеваются показатели, характеризующие относительную величину (степень) использования орудии и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса (например, коэффициент использования металла и др.), а также величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм.
При формировании нормативных показателей должны учитываться основные мероприятия по внедрению в планируемом периоде новой техники, совершенствованию технологии производства и его организации. При этом нормативные показатели должны быть обоснованными, т.е. реальными для выполнения в конкретных условиях производства. Нормативная информация должна быть комплексной, т.е. составлять основу для проведения всех видов плановых расчетов (планирование затрат сырья и материалов, использование оборудования, затрат труда и т.д.). Совокупность норм и нормативов создает нормативную базу плана, качество которой определяется тем, в какой мере учтены достижения науки и техники, передовой производственный опыт и внутрипроизводственные резервы. Плановые нормы отличаются от норм, используемых в оперативной работе, тем, что:
· предусматривают реализацию экономических, организационных, технических и других мероприятий, учитывают изменения в условиях производства, которые намечены при составлении плана;
· отражают обычно средний уровень затрат (производительность), который будет достигнут в плановом периоде.
Состав нормативной базы предприятия должен отвечать требованиям разработки показателей текущего, среднесрочного и долгосрочного планов предприятия. При этом нормы, используемые дли расчета текущего плана, как правило, должны быть сопоставимы с идентичными нормами долгосрочного и среднесрочного планов предприятия. Среди норм и нормативов, действующих на предприятии, можно выделить: 1) материальные нормативы; 2) трудовые нормативы; 3) календарно-плановые нормативы и др.
Материальные нормативы характеризуют в условиях рынка величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции (выполнение работ, услуг). К материальным нормативам относятся нормы расхода (затрат) предметов труда и средств производства (нормы расхода сырья и материалов на изделие, деталь, вид продукции (работ, услуг), коэффициент выхода продукции, режим работы оборудования, коэффициенты сменности и загрузки станков, коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, нормы производительности станков и съема продукции с единицы плошали, коэффициенты обновления оборудования и использования станков по мощности и т.д.). Нормы и нормативы труда характеризуют величину затрат труда на осуществление разнообразных видов трудовой деятельности человека (предпринимательской, хозяйственной, производственной и т.п.). К нормам труда относятся норма выработки, норма обслуживания и нормативная численность.
Календарно-плановые нормативы играют большую роль в организации производства. На их основе ведется разработка графиков ритмичной работы предприятия, планируется загрузка оборудования и использование основных средств предприятия, рассчитываются оборотные средства в незавершенном производстве. Основными видами календарно-плановых нормативов являются: длительность производственною цикла изделия, размер партии обработки деталей, периодичность повторения партии в производстве, тип поточной линии, календарное опережение по технологическому переделу, величина задела деталей, нормы материалов в незавершенном производстве. В зависимости от типа организации производства (массовое, серийное или единичное) состав календарно-плановых нормативов будет меняться.
Качество планов во многом определяется надежностью информации. Сбор информации и процесс планирования тесно взаимосвязаны. Информация представляет собой сообщения или сведения о состоянии дел или состоянии объекта. Информация — это сообщения о результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия или его отдельных подразделений. Информация бывает внутренней, относящейся к данной системе, и внешней, поступающей в данную систему извне. Совокупность всех документов, содержащих необходимые для управления, планирования и нормального функционирования системы данные, образует информационную базу. Информация, необходимая для планирования, обеспечивается на основе предварительно составленного перечня такой информации для каждой подсистемы планирования. Перечень составляется путем формирования информационных блоков для каждой подсистемы на основе тщательно проведенного анализа содержания задач планирования, совокупности данных, используемых в процессе планирования. Первичным звеном информационной базы является массив данных, т.е. совокупность однородных по структуре и способу использования показателей, относящихся к определенному этапу работ. Массивы классифицируются на нормативно-справочные, текущей информации и информационные (поисковые).
От правильной организации информационной базы зависят эффективность и оперативность пановых решений. Наибольшую сложность в формировании информационной базы представляет нормативная информация. Нормативы разрабатываются специальной группой по всем подсистемам планирования предприятия. К трудностям создания нормативной базы планирования работ относятся, например, особенности выполнения инженерных работ. Разработчики информационной системы, руководствуясь концепцией текущих планов, рассматривают прохождение материального потока через предприятие (начиная от закупок исходного сырья, материалов и полуфабрикатов ло выхода готовой продукции и сбыта). Особенно важно обеспечить в работе плановиков использование исходных данных, содержащихся в интегрированных информационных системах. В этом случае от планирования можно получить наибольшую отдачу.