Кадровая служба инновационного предприятия должна оценить и отобрать наиболее подходящих кандидатов, провести их адаптацию к работе на фирме. Несмотря на то что основные этапы процесса управления персоналом (отбор, наем, мотивация, вознаграждение, обучение) были разработаны на стадии старта жизненного цикла инновационного предприятия, на стадии расширения компания может столкнуться с проблемой размывания корпоративной культуры. Новые сотрудники могут привнести в инновационную компанию чужую (или даже враждебную) корпоративную культуру, что приведет к снижению эффективности деятельности компании и зарождению нездорового климата в коллективе. Поэтому управление человеческим капиталом на стадии расширения инновационной компании состоит как в найме новых специалистов (в соответствии с требованиями растущего производства), так и в сохранении корпоративной культуры, присущей данной инновационной компании.
Для преодоления подобной проблемы можно предложить следующую схему реализации кадровой стратегии инновационного предприятия: на стадии расширения наем новых сотрудников осуществляется только на начальные позиции в штате, что позволяет сохранить сложившуюся инновационную атмосферу. На средние и высшие позиции в организации продвигаются люди, проработавшие определенное время в компании и разделяющие инновационный характер деятельности фирмы. Такая схема позволит обучить сотрудников согласно потребностям инновационной компании и сократить издержки по поиску и подбору персонала[21]. Для стадии расширения инновационной компании характерен также более высокий уровень специализации работников по сравнению со стадией раннего роста. Специализация позволяет повысить общую эффективность деятельности компании, а также объективнее оценить вклад каждого сотрудника в общий результат.
|
|
Человеческий капитал на стадии зрелости компании
На стадии зрелости, когда инновационное предприятие функционирует в полную силу, у него есть определенная ниша на рынке и постоянные клиенты, а также постоянный доход, основным подходом к управлению человеческим капиталом становится снижение затрат на персонал в ситуации жесткой конкуренции. Зрелая организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях. Залогом успеха управления человеческим капиталом инновационной компании на стадии зрелости становятся следующие элементы, заложенные на предыдущих этапах:
· гибкость организационной структуры — наличие мелких, легко управляемых структур (например, проектных групп), минимизация бюрократических правил и процедур, адекватность структуры управления задачам функционирования (ликвидация лишних звеньев управления);
|
|
· принципы инновационности, заложенные в корпоративной культуре, — ориентация сотрудников на постоянное совершенствование и долгосрочность процесса изменений, поиск нового, внимательное отношение компании к идеям своих сотрудников, наличие конкретных индикаторов оценки процесса изменения организации, сравнения с результатами конкурентов;
· ориентация на изменения в рамках существующей инновационной культуры, закрепленная в кадровой политике, — непрерывное обучение персонала, творческий подход к делу, гибкая система оплаты труда, повышающая заинтересованность в его результатах, требования к результатам производственной деятельности (количественные показатели, качество работы, творческое отношение к делу, готовность к изменениям, разнообразие способов деятельности).
Для инновационной компании человеческий капитал является таким же значимым ресурсом, как и уникальная технология. Управление человеческими ресурсами требует определенных финансовых затрат. В условиях инновационного характера деятельности фирмы эти затраты окупятся и принесут ощутимую прибыль. Главной задачей является выработка подхода, который будет адекватен стадии развития инновационной компании и целям, преследуемым инновационным менеджментом.