Социальная структура общества

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т. д. Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах. В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин “социальная структура общества“ чаще всего применяется к социально- классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально- классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Марксизм делит классы на основные и не основные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественной формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Не основные - это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и не основных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является “третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе - городское мещанство, ремесленничество, В современном обществе - интеллигенция.

 43. Сущность личности как социально-культурного явления.

Понятия «индивидуальность», «индивид» имеют смысловое сходство с понятием «личность» и в то же время отличны от него. Индивид (от лат. individuum – неделимое) обозначает существо, являющееся представителем рода человеческого и социума. Наиболее общие характеристики индивида связаны с целостностью его психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии с миром и активностью. Отношения в мире людей выявляют те качества индивида, которые позволяют говорить о нем как об индивидуальности и личности. Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» заключается в том, что личность всегда индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее уникальная особенность.В формировании культуры личности важны такие ориентиры, как образованность, культурность, духовность, интеллигентность, общение. Но они не всегда совпадают, как, например, понятия «образованность» и «культурность». Образованность означает запас знаний человека и не связана с нравственной культурой, эстетической культурой, культурой общения.

 

Культуру личности образуют также духовность и интеллигентность. Что же такое духовность? Основной смысл духовности заключается в том, чтобы оставаться в любых обстоятельствах человечным по отношению к людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм составляют ядро духовности. Антиподом духовности человека является цинизм, характеризующийся презрительным отношением к людям, к культуре общества, его духовным и нравственным ценностям. Понятия «духовность» и «интеллигентность» близки друг другу. Интеллигентность, так же как и духовность, включает в себя определенные социальные и культурные качества человека. Под интеллигентностью подразумевают высокий уровень общекультурного развития личности, ее нравственную надежность, честность, правдивость, бескорыстие и ответственность, высокоразвитое чувство такта, долга и порядочность. Опасные изменения в социуме и постоянное, по определению русского философа XX века Н.О. Лосского, «дерзкое испытание ценностей» вынуждают человека расширять собственный диапазон представлений о добре и зле. Приспосабливаясь к обстоятельствам, человек иногда, сохраняя внешние проявления цивилизованности, теряет прежнюю способность воспринимать чужие проблемы. Постепенно пропасть между его духовностью и интеллигентностью углубляется и все больше волевых усилий должен прилагать человек, чтобы сохранять в неприкосновенности лучшие качества своей души. В становлении культуры личности велика роль общения, внешнее проявление которого – это поверхностный, этикетный уровень человеческого взаимодействия. Основные нормы внутренней культуры общения связаны с необходимостью относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Общение культурного человека строится на совпадении внешнего и внутреннего аспектов.

 44. Тип общества и тип личности.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ойсоц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения. Общество выступает как нечто целое по отношению к конкретной личности, оно развивается по своим собственным объективным законам. Личность может существовать и действовать лишь постольку, поскольку она усваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, типичные для общества. В силу этого личность формируется в известном смысле «по образу и подобию» типичных социальных отношений и для ее понимания необходимо постоянно иметь в виду, какие социальные функции она выполняет, какие требования предъявляются к ней существующей общественной системой, какие деятельность и поведение формируются в соответствии с объективными законами движения общественной системы и одобряются общественным сознанием. Каждый человек, живущий в определенную историческую эпоху, в обществе с определенным экономическим строем, социально-политической структурой, системой общественных отношений и культурой, так или иначе воплощает в себе типичные черты, присущие эпохе, стране, классу или социальной группе, к которым он принадлежит. Социальная типология личностей является порождением и отражением определенной социальной структуры общества. В этом аспекте личность является своеобразной персонификацией определенных общественных сил, объективным представителем социальных групп, классов, разделяющим их образ жизни, деятельности, а следовательно, и мыслей. Таким образом, в социальной характеристике личности речь идет прежде всего о социальном типе, о том образе действий и мыслей, который с необходимостью естественного закона предписывается объективно существующей системой общественных отношений всем конкретным индивидам и который в разной степени усваивается ими.

 45. Проблема свободы в философии. Личность как субъект свободы.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению (свобода в природе осмыслялась как случайность, как "непознанная необходимость"). Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив (повеление), критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого "инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Пожалуй, наиболее выразительное воплощение подобное понимание необходимости нашло в латинской поговорке - "судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется". Противопоставление понятий "свобода" и "необходимости" как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого “винтика” в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, классы, государства.

 46. Наука как общественное явление.

Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительно-сти они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гумани-тарные науки).

 

В состав естественных наук входят механика, химия, физика, биоло-гия и другие. Главным предметом этих наук является исследование осо-бенностей природных тел и закономерностей их взаимодействия. Зная причины, можно предвидеть следствия, а, зная следствия, можно преду-гадать причины. Как отмечал Р. Декарт, знание природы делает людей ее господами и обеспечивает им здоровую и счастливую жизнь.

 

К гуманитарным наукам относятся философия, социология, эконо-мическая теория, политология и другие. В них фиксируются особенности общественных отношений.

 

Гуманитарное познание обладает своей спецификой:

 

1.       В гуманитарном познании объект и субъект познания совпадают. Ученый, исследуя общество, сам является частью изучаемого объекта. Это позволяет изучить явление изнутри. Но, являясь участником социального процесса, человек не может быть безразличен к происходящему. Одни явления вызывают у него симпатию, другие, наоборот, антипатию. Это накладывает отпечаток на процесс познания. Совпадение объекта и субъекта познания во многом объясняет наличие разных выводов и оценок того или иного общественного явления.

 

2.       Гуманитарное познание характеризуется сложностью изучаемого объекта, который представляет собой отношения людей, где тесно переплелись материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное. К тому же каждое социальное событие неповторимо, общественные явления непохожи друг на друга.

 

3.       Методы гуманитарного познания ограничены. Здесь нельзя пользоваться микроскопом, химическими реактивами и т.п. Нельзя провести и эксперимент с реформами Петра I или понаблюдать восстание под руководством Е. Пугачева. Поэтому в познании общества велика роль мышления, его форм, принципов и методов.

 

Сегодня наука стала одной из ведущих форм духовной культуры, оказывающей огромное влияние на все сферы общественной жизни.

 

Развитие современной науки имеет ряд особенностей:

 

постоянно увеличивается объем научной информации. Сегодня она удваивается каждые 10 лет. Если в 1990 году издавалось примерно 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч; изменяется мир науки, она охватывает все большую область знаний. Сегодня она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом; происходит рост количества ученых. Если в середине XIX века их было примерно 10 тысяч, в 1900 году - 100 тысяч, то в конце XX столетия — свыше 5 миллионов; наука превратилась в особую профессию. Долгое время она была сферой деятельности ученых, не являлась профессией и не финансиро-валась. До конца XIX века занятие наукой не было главным источником обеспечения. Так, Л. Пастер полагал унизительным зарабатывать деньги на своих открытиях. Сегодня ученый - это престижная профессия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: