Концепция «диалога культур» Библера В.С

Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления — стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым. Как отмечал Бахтин, если монолог — это речь, никому не адресованная и не предполагающая ответа, то диалог — это «сложные динамические отношения особого типа. Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т.д. Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов. В последние годы — в силу разных причин — «искусство говорить», спорить, вести полемику в устной форме вновь выдвигается на передний план. В.С.Библер (1918-2000), последователь Бахтина, основоположник «Школы диалога культур» разработал учение о диалогик. Концепция философии как логики диалога культур В.С. Библера исходит из осмысления коренных преобразований, которые в XX веке происходит во всех сферах культуры. Современное знание обращается на свои собственные начала, обнаруживает парадоксальность исходных понятий.

 

Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

Социально-гуманитарные науки анализируют закономерности социальной жизни. Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на вопрос что такое истина, истинное знание. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира то объективное в этом образе и есть объективная истина

 

Г. Гадамер о способах научного и вненаучного постижения истины

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира то объективное в этом образе и есть объективная истина. Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным.

 

Специфика методов социально-гуманитарных наук.

Социально-гуманитарные науки анализируют закономерности социальной жизни. В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские общенаучные методы и принципы. Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность).

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жиз­ненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюл, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: