Тюрки в эпоху средневековья

Содержание

Предисловие.......................................................................................................... 4

Материалы к лекциям........................................................................................ 7

Арабский халифат................................................................................... 7

Делийский султанат................................................................................ 11

Средневековый Китай............................................................................. 16

Средневековая Япония........................................................................... 21

Тюрки в эпоху средневековья............................................................... 24

Моноголы в эпоху средневековья....................................................... 28

Семинарские занятия.......................................................................................... 31

Арабский халифат................................................................................... 31

Делийский султанат................................................................................ 66

Китай в XIV в............................................................................................. 88

Реформы Тайка: формирование
феодальных отношений в Японии....................................................... 104


Контрольные вопросы........................................................................................ 164

Библиография........................................................................................................ 165



Предисловие

Изучение истории средневекового Востока, под которым понимаются, прежде всего, страны Азии и Северной Африки, сопряжено с известными трудностями. Основная их причина в том, что понятийный аппарат, описывающий феодализм, был разработан в европейском историческом контексте, но стал применяться к иному историческому материалу. Этот исторический материал отличается огромным многообразием. Цивилизационное многообразие Востока, существование здесь различных культурно-религиозных и политических традиций, затрудняет поиск исторических закономерностей. В Индии, Китае, Иране цивилизации сложились еще в древности. Мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке рождалась в средневековый период в контакте с христианской, зороастрийской и индуистской цивилизациями. Указанное обстоятельство, в сравнение с единообразием средневековой Европы, послужило основанием для того, чтобы усомниться в единстве исторического процесса, целостности истории. Сопоставление материала средневековой истории Востока и Запада легло в основу цивилизационного подхода к истории и научных дискуссий об «азиатском способе производства». Следует знать и учитывать обе интерпретации, как цивилизационную, так и ту, которая исходит из признания единой и целостной истории человечества.

Не имеет однозначного решения и проблема перехода стран Востока от древности к средневековью. В древности рабовладение здесь не являлось преобладающим укладом. Существовали крестьянское сословие, община, мелкое земледельческое хозяйство на государственных или частных землях. Многоукладным было и средневековое восточное общество. Поэтому разные научные традиции и школы отличают одну эпоху от другой по политическим, культурно-религиозным и иным признакам. Если арабский этнос вступил в эпоху средневековья с появлением новой религии, то о переходе от древности к средним векам других азиатских народов чаще всего судят по политическим признакам – гибели старых государственных образований и появлении новых.

Объясняя генезис феодализма на Востоке, можно опереться на теорию синтеза, изученную в курсе западноевропейского средневековья. Здесь, как и на Западе, развитые земледельческие общества вступали в контакт с первобытной или раннегосударственной периферией. Сложность состояла в том, что это были, главным образом, воинственные кочевники, а их вторжения были многократными. Борьба с ними приводила к огромной растрате сил и средств, замедленному развитию. Поэтому складывание здесь основ феодализма началось раньше, чем в Европе, но шло медленнее. На Востоке и в древности, и в эпоху средневековья периоды политической раздробленности чередовались с государственной централизацией, т. е. дефеодализацией. Поэтому отождествление средневековья и феодализма, характерное для западноевропейской историографии, едва ли будет здесь уместно. Восточное средневековье периодически бывало феодальным, но могло быть и не феодальным.

Понятие «средневековье» часто употребляют в значении «традиционное общество». Такое словоупотребление легло в основу рассуждений об окончании средневековья на Востоке. Поскольку Европа стала перестраивать восточные общества для своих нужд, началась их «вестернизация» и, следовательно, ломка традиции. Поэтому завершение восточного средневековья связывают с установлением тех или иных форм зависимости азиатских обществ от европейских держав. Каких-либо иных научных аргументов по вопросу об окончании восточного средневековья нет.

В настоящем пособии представлены два типа источников: кодекс «Тайхорё» является юридическим памятником, все остальные имеют повествовательный (нарративный) характер и представляют собою различные жанры восточноазиатской историографии. Знакомство с ними позволяет не только реконструировать события средневековой истории Востока, но и получить представление о способах писать историю в той или иной стране. Их следует изучать не только как исторические, но и как историографические источники. Историографический анализ текста станет предметом изучения только в 9 семестре, поэтому в настоящем пособии целесообразно ограничиться лишь некоторыми замечаниями о его особенностях.

Работа с историографическим источником предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

Кто и когда написал книгу, фрагмент которой представлен в пособии?

Какие цели преследовал автор (развлечь, научить, защитить и т.п.)?

К какому жанру относится книга?

Компетентен ли автор в проблемах, о которых он пишет?

На какие данные (источники) он опирается, развивая свои идеи?

Какова концепция (точка зрения, главная идея) автора?

Существовали ли противоположные (иные) точки зрения, сообщает ли о них автор?

Является ли точка зрения автора исключительной, или он разделяет распространенные в обществе взгляды?

Является ли данная книга единственной по определенной проблеме или событию?

Имеются ли другие произведения, описывающие эту проблему или событие в ином ключе?

Если такие книги имеются, какие из них наиболее достоверны и почему?

В научной литературе утвердилось мнение, что труды по истории, созданные на Востоке, имеют особенности, отличающие их от западного способа писать о прошлом. Европейскую историографию часто называют когнитивной (от лат. cognitio – знание), т.е. познающей какие-либо проблемы. Восточноазиатская историография, в отличие от европейской, именуются нормативной, т.е. описательной. Имеется в виду, что историки ограничиваются перечислением фактов, дат, событий и не пытаются их толковать. Однако следует иметь в виду, что и в Европе когнитивная историография появилась не ранее XVII в. До этого времени исторические труды также были описательными.

Другой особенностью восточной историографии является ее официальный характер. Историки писали свои труды по заказу правительства. В Китае, например, действовало правительственное учреждение «Палата исторических уложений». Оно и заказывало исторические труды, в особенности после смены династий, поэтому существует несколько официальных историй Китая. Китайские историки не видели в прошлом никаких закономерностей, они понимали его как бессистемную смену событий.

Восточная историческая мысль не признает линейного прогресса. Индийские историки понимали прошлое как круговращение циклов, арабская историография рассматривала движение истории как регрессивный процесс.

В средневековую эпоху излюбленным жанром историков Востока были исторические биографии. Этот жанр позволял восхвалять или порицать исторических деятелей прошлого, тем самым выполнить критическую или воспитательную функцию. В предлагаемом пособии имеются источники такого рода.

Эти краткие замечания следует иметь в виду в процессе работы с источниками, представленными в пособии.

 

 



Материалы к лекциям

Арабский халифат

Аравия до Мухаммеда.
Возникновение ислама

и арабской государственности

На рубеже VI-VII в. Аравия не была частью какого-либо государства и переживала кризис традиционного жизненного уклада. Обслуживание торговых караванов, дополнявшее кочевое скотоводство, стало невозможным. Иран, покоривший юг, а Византия северо-запад полуострова, перенесли торговые пути на свою территорию. Уделом арабов становилась разобщенность, миграции в более развитые страны, ассимиляция. Именно тогда в историю вошел человек, изменивший религиозную, политическую и культурную ситуацию не только в Западной Азии и Северной Африке, но и в Европе. Это был Мухаммед – основоположник новой мировой религии, арабской государственности и мусульманской цивилизации. Война Мекки, которую покинул пророк, и Медины (622-630) закончилась компромиссом. Мекка стала сакральным центром новой религии и подчинилась его власти. Один за другим шейхи арабских племен заключали союзнические договоры с Мухаммедом, так как это обещало торговые выгоды (Мекка была торговым центром полуострова). Для наблюдения за новообращенными Мухаммед посылал своих эмиссаров, они же собирали зякят и судили по новым законам. Эти законы пророк провозгласил от имени Аллах, положив конец племенному законотворчеству. Единая вера, единый закон, аппарат агентов означали, что началась консолидация арабских племен в единое государство. Его особенности - теократический характер, отсутствие территориального суверенитета позволяют характеризовать его как раннесредневековое.

Начало арабской экспансии.
Халифат Омейядов

После смерти Мухаммеда его заместителем (халифом) был избран вначале Абу-Бекр (632-634), которому пришлось подавлять восстания арабских племен, а затем Омар (634-644), принявший решение о начале джихада - священной войны с неверными. Это решение было продиктовано не религиозным фанатизмом, а материальными соображениями - хозяйственный кризис не был преодолен. Кочевники же признают необходимость государства лишь в том случае, если оно ведет войны, дающие добычу и пленников. Арабы покорили Сирию, Палестину, Северную Африку, Испанию, Иран и часть Средней Азии. Возникло огромное государство со столицей в Дамаске. Причины успеха арабов скрывались не только в монолитной идеологии, но и во взаимном ослаблении Ирана и Византии, враждовавших между собой, а также в сепаратизме Сирии и Египта в рамках империи. Налоговое бремя и воинская повинность истощали крестьянское хозяйство, недовольство государством переносилось и на церковь. Эти провинции не оказали должного сопротивления. Началось массовое ренегатство, т. е. обращение в ислам, хотя арабы этой эпохи отличались веротерпимостью.

Арабская экспансия не была чем-то исключительным в эпоху раннего средневековья. Можно обнаружить сходство между германскими и арабскими завоеваниями. И те, и другие не умели управлять государством и привлекали для этого местную элиту, поначалу и те, и другие жили компактно военным лагерем среди завоеванных народов. Между германской и арабской экспансией были и существенные отличия. Арабы не отказались от своего языка в отличие от германской элиты, заговорившей на латыни. Они не отказались от своего права, сделав шариат государственным правом, германцы же со временем приняли римскую правовую систему. Германские конунги стали либо императорами, либо именовали себя латинским «rex», арабские остались халифами. Арабы завоевали и удерживали за собою огромные территории меньшими, чем германцы, силами. Наконец, германцы приняли религиозную систему покоренного народа, арабы свою веру передали покоренным. Ислам оказался не менее победоносным, чем сами арабы. Однако внутри арабского социума завоевание не преодолело имущественного неравенства, не была изжита и племенная психология, так как воевали они племенными ополчениями и кланами. Это привело к гражданской войне между шиитами и суннитами. Али, лидер шиитов и зять Мухаммеда был избран халифом в 656 г., с чем не согласились наместник Сирии Моавия и хариджиты – арабские радикалы. Война на два фронта закончилась убийством Али в 661 г. и утверждением династии Омейядов (661-750).

При Омейядах арабская экспансия продолжилась. На востоке арабы дошли до Инда, на западе завоевали Испанию и угрожали южной Франции. Халифат Омейядов слил эти огромные пространства в единое политическое целое. Халиф был одновременно главой светской власти (эмират) и духовным лидером (имамат). В завоеванные провинции он назначал эмиров – наместников. Помощниками эмира были кадии – мусульманские судьи. Покоренные народы объединялись в общину покровительствуемых (маула) и становились клиентами арабов. От дани и военной добычи арабы перешли к регулярному сбору податей. Подушная подать – джизье взималась с «неверных». Харадж – поземельный налог достигал 2/3 дохода. Стремительность экспансии помешала Омейядам провести глубокие социальные перемены. Они выпали на долю Аббасидов.

Багдадский халифат и его судьба

Смена династии была продолжением внутриарабской межплеменной борьбы. Если Омейяды опирались на западные арабские племена и сирийскую торговую элиту, то Аббасиды (750-1258) победили с помощью восточных племен и иранской аристократии. Столицей был избран Багдад. Более опытная в делах государственного строительства иранская знать инициировала ряд реформ, которые оттеснили арабский этнический элемент на второй план. Перестраивается центральная администрация, появляются финансовый, почтовый диваны (министерства), по надзору за дорогами и ирригационными сооружениями, учреждается должность визира – первого министра страны. Военная реформа вместо племенных ополчений ввела регулярное войско, которое собирали эмиры. Появляется гвардия халифа, формировавшаяся из рабов (гулямы), вскоре она станет возводить на престол своих ставленников. Продолжается процесс исламизации покоренных народов. Простолюдинов привлекала простота вероучения и возможность избавиться от подушной подати. Местная знать обращалась в ислам в стремлении принимать участие в управлении, что было возможно только для мусульманина. Ее привлекала также насыщенная интеллектуальная жизнь исламских университетов.

Арабы завоевали страны с богатейшей хозяйственной практикой. Здесь возделывались цитрусовые, рис, интенсивные садовые и огородные культуры, хлопок, сахарный тростник. В халифате преобладала государственная собственность на землю. Мюльк – частная собственность, очевидно, имела в своей основе завоевание. Возможно, это земли той части местной знати, которая была лояльна к арабам. Служилым людям землю давали в икта (надел), пожизненное или временное держание. Икта аналог бенефиция, она первоначально означала право на ренту с земли, в дальнейшем превратилась в право распоряжаться землей. Вакф еще одна форма землевладения – неотчуждаемое владение религиозных учреждений. Крепостных в стране не было, крестьянство наследственно арендовало земли у государства. В городах существовали невольничьи рынки. Рабский труд широко использовался на строительстве каналов и шахт, мужчины продавались в гулямы или в гаремы как евнухи. Халифат лежал в центре торговых путей и был крупной торговой державой средневековья. Его ремесленная промышленность славилась производством парчи и шелка, сафьяна, бумаги, оружия дамасской стали. Государство контролировало через специальных чиновников меры и весы. Качество продуктов, цены и процент банкира.

С IX в. халифат вступает в процесс распада, чему способствовали слабость этнических и экономических связей, неодинаковый уровень развития территорий, рост крупной земельной собственности за счет государственных земель. Средневековые средства коммуникации делали местную арабо-испанскую, арабско-сирийскую, мавританскую знать фактически независимыми. Обособляются государства Алидов, Фатимидов, Айюбидов, Альморавидов и т. д. В 1258 г. монголы захватили Багдад, убили халифа и уничтожили город. Один человек из правившей династии бежал в Египет и там был провозглашен халифом. В начале XVI в. арабские страны были включены в состав Османской империи.

Особенности культуры
 арабо-мусульманского общества

Начало арабской экспансии не отмечено культурным миссионерством, однако и обвинения в уничтожении ими александрийской библиотеки не имеют под собою оснований. Арабы несли только новую веру, которая оказалась пластичной, способной к адаптации, и арабский язык. Арабизация проходила быстро там, где народы говорили на родственных арабам языках, в Сирии и Ираке, медленнее в Египте и Северной Африке. Напротив, Закавказье, Иран и Средняя Азия ассимилировали поселившихся здесь арабов. Восприимчивость арабов к достижениям культуры покоренных ими народов позволила им внести огромный вклад в мировую культуру. В архитектуре это мавританский стиль, лишенный особых украшений, но строгий и грациозный. В изобразительном искусстве, где нет портретов, икон и скульптур, поскольку Аллах безобразен, господствует арабеска – сложный орнамент из стилизованных фигур. Арабы оказались прекрасными филологами, что стало, очевидно, следствием изучения Корана. Его поэтическая форма предопределило господство поэзии в арабской литературе. Один из прозаических жанров – хадисы - рассказы о жизни пророка, так же связан с исламом; другой – макамы – сценки из жизни образованных и остроумных авантюристов вроде Хаджи Насреддина, имеют светское содержание. Халифат Аббасидов отмечен ростом научных знаний и образования. Арабы учились у греков философии, у персов искусству политики, у индусов математике, у всех точным наукам, астрономии и географии. Вместе с тем ислам не поощрял развитие естественных наук и медицины и запрещал астрологию, магию и т.п. Это означает, что в процессе усвоения достижений других культур ислам демонстрирует избирательность. Заимствовалось то, что было полезно умме – общине правоверных, отвергалось все подозрительное. По мнению видного исследователя мусульманской цивилизации Г. фон Грюнебаума разнородным заимствованиям арабы сумели придать целостность с помощью ислама и арабского языка.

 






Делийский султанат

Индия в IV-XII в.
Проблема перехода Индии от древности
к средневековью в исторической науке

Проблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Оно осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало индийского средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северную Индию объединяет Харшавардхан - правитель Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.

Арабские и тюркские завоевания,
образование Делийского султаната

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели. Попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Империя Великих Моголов:
государственный и социальный строй,
административная система

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения экономики Китая.








Средневековый Китай

Государственный строй
и политическая история
средневекового Китая:
 империи Суй, Тан, Сун, Юань, Мин

Началом средневековья в Китае принято считать эпоху «Троецарствия» (220-265г.), когда империя Хань была поделена полководцами на царство Вэй – север, Шу – юго-запад, и У - юго-восток страны. В этот период складывается китайский этнос, возникает новый среднекитайский язык. «Сильные дома» - крупные собственники земли принимают «гостей» - кэ, беглецов от войны на правах держателей земли. Около 50 лет царства воюют друг с другом, побеждает Вэй. В 265 г. северовэйский полководец Сыма Янь провозглашает себя императором новой династии Цзинь (265-419 г). Долговременному объединению страны помешали два обстоятельства: запустение страны и кочевые племена: сяньби и жужане. Они отторгли у китайцев север страны и бассейн Хуанхэ, только южные районы Китая остались под контролем Цзинь. Начинается эпоха «Северных и Южных династий» (420-581 г.). Северные династии это ассимилированные варвары, создававшие государства по китайскому образцу. Их борьба с югом в краткий промежуток времени утрачивала этнический и приобретала династический характер. Северный полководец Ян Цзянь – основатель династии Суй (581-618 г.) восстанавливает единство страны. Ему наследовал Ян Гуан, начавший строительство Великого канала между Хуанхэ и Янцзы и реконструкцию Великой Китайской стены. Повышение налогов и тяжелая трудовая повинность вызвали мятежи и восстания. Просчет императора во внешней политике состоял в том, что ему не удалось наладить мирных отношений с новыми кочевниками севера – тюрками. Военачальник Ли Юань (полутюрк) в 618 г. свергает императора и основывает новую династию Тан (618-906 г.).

Эпоху Тан делят на два периода. Первый период: VII - середина VIII характеризуется внутренним прогрессом и внешним могуществом империи. В мире не было тогда государства равного империи Тан. Она контролировала пространство от Тихого океана до Аральского моря. Почти весь Великий Шелковый путь был в ее власти. Второй период: середина VIII – начало X в. отмечен постепенным политическим упадком и децентрализацией. В основе могущества Тан лежала монополия на все хозяйственные ресурсы страны, мощная армия и прекрасный государственный аппарат. Страна делилась на 10 провинций, провинции – на округа, округа – на уезды. Уезды состояли из крестьянских общин - пятидворок, выполнявших контрольно-фискальные функции. Во главе администрации стояли назначенные императором и сдавшие экзамены чиновники. Власть императора - «Сына Неба» была неограниченной. Ему помогал Совет из трех палат и несколько ведомств: налоговое, военное, судебное, общественных работ, подбиравшее чиновников, ведавшее учетом земли и населения, следившее за соблюдением обрядов. Особое место занимал независимый инспекторский надзор, он мог подать жалобу на любого чиновника, уличенного в коррупции. Верность императору инспекторы-конфуцианцы соблюдали, пока тот не грешил против принципов «доброго правления». Такая система организации власти существовала в Китае до начала XX в. Сельском хозяйстве переживало подъем на основе надельной системы землевладения, развивались ремесла и торговля, появилось книгопечатании, в военном деле стали использовать порох, в литературе господствовала классическая поэзия, образ жизни основывался на конфуцианской этике.

Восстание губернатора северо-восточной провинции Ань Лушаня в 755 г. стало рубежем, за которым началось ослабление империи. В это же время она уступила контроль над западной частью Великого Шелкового пути арабам. Последовавшие за мятежом реформы первого министра Ян Яня разрешили куплю-продажу земли и означали признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности, с чем не согласились китайские крестьяне. Засуха 873 г. спровоцировала крестьянскую войну под руководством Хаун Чао (881-901 г.). Она закончилась только гибелью вождя, но погибла и империя Тан. 901-960 г. отмечен разделом империи между военачальниками и провинциальными губернаторам и их враждой между собой. Армия, боровшаяся с киданями - новыми варварами, провозгласила императором своего командующего Чжао Куаниня. Ослабленные междоусобицами «сильные дома» не смогли противостоять этому. Начинается эпоха правления династии Сун (960-1279 г.)

В советской исторической литературе (Конрад, Никифоров) высказывалась точка зрения, что III-X в. были эпохой переходной от рабовладения к феодализму. Стабилизация X в. означала, что новая формация утвердилась. Позиция современной науки (Л. С. Васильев) состоит в том, что это понятие искажает смысл исторического процесса на средневековом Востоке и, в частности, в Китае, и от него следует воздерживаться. С экономической и культурной точки зрения жизнь общества в эпоху Сун была насыщенной и активной, появляются казенные мануфактуры, развивается торговое мореплавание. Однако династия контролировала только юг страны. На севере кидании создали по китайскому образцу государство Ляо, на северо-западе тангуты объединились в государство Ся, на северо-востоке чжурчжэни именовали свое государство империей Цзинь. Сунское правительство ежегодно платило им дань серебром и шелком. Конец империи положило монгольское завоевание. Разрушения на юге были умеренными, так как Хубилай уже воспринял идей государственного строительства Елюй Чуцая. Монгольская династия Юань (1271-1368г.) объединила север и юг страны под своей властью и постепенно вернула в аппарат власти китайских чиновников. Не лояльны монголам оказались купцы, страдавшие от инфляции, и крестьяне. Восстание «красных повязок» 1351-1356 г. изгнало монголов из страны, а его вождь бывший пастух Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин (1368-1644г.). Эпоха Мин практически не знала социальных потрясений. Но с XVI в. процесс концентрации земель в частных руках и обезземеливания крестьянства принял огромные масштабы. Это привело к самой продолжительной и мощной крестьянской войне 1628-1644 г., одним из вождей которого был Ли Цзычэн. Главнокомандующий имперской армией не признал его императором и пригласил манчжуров помочь отбить занятый повстанцами Пекин. Здесь и была провозглашена новая манчжурская династия Цин (1644-1912 г.)

Обзор политической истории средневекового Китая показывает, что государственный строй страны оказался способным к восстановлению после самых тяжелых катастроф. Развитие китайской государственности имело циклический характер смены централизма децентрализацией и восстановления новой правящей династией контроля над страной. Эта цикличность объясняется особенностями социально-экономической организации китайского общества.

Хозяйственная практика Китая.
Надельная система землепользования и ее эволюция

В основе династийных циклов лежали процессы, связанные с эволюцией китайской системы землевладения. Эта система именуется надельной, ее утверждение началось в эпоху Цзинь. Государство, верховный собственник земли в Китае поделило основной земельный массив на наделы. Каждый мужчина получил 100 му (6 га) и выполнял за это зерновую повинность, т.е. отдавал в казну двадцатую, а иногда большую часть урожая, уплачивал налог на продукты домашней промышленности, в основном пряжей, несколько дней в году работал на общественных работах. Женщины, старики и дети также получили наделы, но меньшие, чем мужчины. В эпоху Тан эта система окончательно вытеснила индивидуальное землевладение. Чиновники и старосты вели учет и переделы земли. В 70-летнем возрасте крестьянин отдавал надел в общину, оставляя за собой усадебный участок, сад и огород, а также освоенную им сверх надела целину. Эти участки можно было продавать. Чиновники, как и титулованная знать, тоже получили наделы. Налоги с крестьян они не передавали государству, но оставляли себе. С течением времени практика наследования и отчуждения земли возобновлялась, сильные захватывали наделы и вычеркивали крестьян из податных списков. Начиналась приватизация, казна скудела. Государство не могло справиться с крестьянскими волнениями. Порядок в стране наводили сами крестьяне и столичная бюрократия. Новая династия проводила новый раздел, начинался новый династийный цикл.

В эпоху Мин существовали две категории земель: государственная и частная.Казенныеземли (гунтянъ) входили в в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань.К ним присоединили земли, конфискованные правительством по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах. Государственными считались и земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, должностные земли чиновников, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все остальное это частные земли.

Интенсивное сельское хозяйство Китая велось на основе искусственного орошения. Городское ремесло ориентировалось на экспорт и потребности элиты (бумага, шелковые ткани, тонкая вышивка, фарфор, порох). Китайцы вели активную торговлю как внутри страны, так и с соседями. Наряду с Великим шелковым путем функционировали торговых путей и в Корею, Японию, Вьетнам, Бирму, Сибирь. Оживление внутренней торговли начинается с IX в. Ежегодные ярмарки дополняются цепочками местных рынков. 2-3 раза в неделю в местечках собирались не только торговцы и ростовщики, но наемные писцы, акробаты, фокусники и сказители. Пятидворка посылала на рынок, обычно, по одному человеку. Раннее и активное развитие товарно-денежных отношений, тем не менее, не привело к становлению капитализма. Для этого был необходим целый комплекс условий. Тормозили капиталистическую эволюцию огромные и слабо заселенные внутренние территории, где интенсивность обмена снижалась, снижалась и прибыль торговцев. Политическим препятствием на пути капитализма стало китайское государство. Оно контролировало все виды хозяйственной деятельности, цены и прибыль торговцев, ссудный процент. Не благоприятствовала капитализму и социальная структура средневекового общества.

Социальный строй средневекового Китая.
Специфика господствующего класса:
шэньши и их роль в жизни общества

Средневековое китайское крестьянство (лянминь) не знало крепостного права в форме личной зависимости, оно было надельным, т.е. государственным. К земле государство его не прикрепляло, круговая порука в рамках общины-пятидворки была тем контролером, который препятствовал уходу крестьянина. Однако, если желающему уйти находилась замена, препятствий община не чинила. Крестьянские войны, проходившие под девизом «обновление имен», истребляли чиновников и знать, потерявших меру в деле наживы. Тем самым они выполняли функцию социального регулирования и стабилизации общественной системы.

Проблема особенностей развития китайских городов и горожан изучена недостаточно. Известно, что в них проживали около 10% населения, но в отличие от европейских городов они не пытались утвердить себя как самостоятельная политическая сила. В них проживали чиновники, воины, учащиеся конфуцианских школ, купцы и ремесленники. Наиболее бесправными были купцы, поскольку торговля и накопление денег считались в традиционном Китае недостойными занятиями. На деле с помощью денег они устанавливали негласные союзы с бюрократией, добивались назначений и смещений в правительствах разных уровней. Положение ремесленников также не было высоким. Их объединения – ханы были не цеховыми организациями, а специализированными торговыми рядами. Ремесло и мелкая торговля не были разделены. Старшина хана следил за настроениями людей, собирал налоги, подавлял недовольство, словом был включен в систему централизованной государственности.

Специфика правящего класса средневекового Китая состояла в том, что здесь не было аристократии. Титулованная знать это члены императорской семьи и его фавориты. Состав этой группы менялся вместе со сменой династии. Дети не наследовали титула своих родителей, степень их знатности понижалась на ступень. Подлинная китайская элита это шэньши или мандарины (советники). Их высокое положение в обществе было связано не с силой или богатством, а с обладанием знаниями. В Китае практиковалась экзаменационная система замещения должностей. Первый экзамен давал степень сюцая – учителя; второй – цзюйжэня, чиновника в органах власти окружного и провинциального уровня. Самые высокие государственные посты занимали цзинши, сдавшие третий экзамен. К экзаменам мог быть допущен любой человек, окончивший конфуцианскую школу и имевший справку о том, что в его семье не было людей позорных профессий. Подобный метод формирования элиты общества называют меритократией. Его следует признать демократичным. В средневековом Китае не было жестких социальных барьеров, а социальная мобильность была достаточно высока. Правящий класс Китая не мог накапливать и передавать из поколения в поколение накопленное, что осложняло судьбу капитализма в стране. Не было у него и идеологических предпосылок, которые в Европе создала Реформация. Конфуцианская идеология не почитает богатство и не санкционирует наживу. В системе ценностей более значимы образование и знания.









Средневековая Япония

Реформы Тайка.
Становление феодальных отношений
 в Японии в VII - IX в.

Японская государственность возникла в провинции Ямато во второй половине IV в. Группа кланов добилась превосходства над соседями и поставила под свой контроль часть острова Хонсю. Прочие территории Японии контролировали племенные союзы – удзи. В рамках государства местные вожди рассматривались как представители центральной власти. Верховный правитель тэнно имел право на власть в силу своего происхождения от богини Аматэрасу, что не мешало клану Сога свергать и убивать тэнно и возводить на трон своих ставленников. В 572 г. это была императрица Суйко, регентом при которой стал принц Сётоку-тайси. С его именем связано появление в Японии буддизма и «Табели о 12 рангах», который установил иерархию знати. В 645 г. очередной переворот отстраняет от власти Сога. Победители - клан Фудзивара и принц Кару начали реформы «Тайка» («Великие перемены»). Целью реформ стало создание государства по китайскому образцу. Вводится надельная система землевладения. Крестьянство облагается зерновым налогом, налогом изделиями ремесла, около 100 дней в году оно несет барщину в пользу государства. Размер наделов знати значительно превосходил крестьянские. Наряду с надельным землевладением существовала и частная вотчина - сёэн. Первоначально это была новь или лесные угодья, пожалованные церкви, затем пожалованные знати наделы. Однако на ранних этапах преобладала государственная эксплуатация крестьянства. Попытка построить государственный аппарат по китайскому образцу столкнулась с отсутствием в Японии чиновников конфуцианской выучки. Не удалось внедрить систему экзаменов и конкурсов. Государственные функции выполняли влиятельные кланы. Клан Фудзивара обязал императоров брать жен и наложниц из этого клана. В 888 г. устанавливается правление регентов-канцлеров (888-1068) – сэккан при малолетних императорах. В определенном возрасте императоры отрекались от власти в пользу своих малолетних сыновей и уходили в монастыри. Могущество Фудзивара опиралось на сёэн коммендационного типа (местные землевладельцы коммендировались губернаторам из этого семейства, оставаясь на своих землях управляющими). Социальной опорой Фудзивара стало самурайство («тот кто служит»). Изоляция страны от внешнего мира способствовала синтезу местной и элементов китайской культуры. Культура эпохи Хэйян (столица государства) считается высшим достижением средневековой Японии.

 

Установление сёгуната.
Феодализм периода Муромати

В 1192 семейство Минамото Ёритомо одержало победу в борьбе сначала с Фудзивара, а затем и с Тайра. Император пожаловал ему наследственный титул «Сай и тай сёгун» - «Великий полководец – победитель варваров» и всю полноту государственной власти. Сёгуны – военные правители Японии, бакуфу – ставка сёгуна, стала наименованием его правительства. Новой столицей Японии стала Камакура. Камакурский сёгунат (1192-1333 г.) в культурном отношении уступал предшествующему периоду, но отмечен ростом производства в сельском хозяйстве и ремесле. Складываются ремесленные цехи (дза) и купеческие гильдии (кабу), начинается процесс коммутации ренты. Угроза монгольского вторжения дала юго-западным даймё («великие имена») материальные средства и военные силы для обороны. Когда угроза миновала, они начинают борьбу с восточными даймё. Даймё появляются еще при Фудзивара. Первоначально это самураи, которым поручали сбор правительственных налогов. Постепенно даймё становятся крупными землевладельцами, владетельными князьями. В 1333 г. Камакурский сёгунат был низложен. На короткое время император вернул себе власть. Но уже в 1336 г. один из победителей Асикага Такаудзи объявил себя сёгуном. Правление этого клана продолжалось до 1573 г. и вошло в историю Японии как эпоха сёгуната Муромати. Стабилизировать ситуацию в масштабах всей страны сёгунам не удалось. Эпоха отмечена укреплением княжеств, которые становились новыми центрами власти и вели войны друг с другом. В обстановке политической нестабильности появляются вольные японские города, мануфактуры, свободные рынки, Дза становятся независимыми от оптовых торговцев. Прогрессивные изменения коснулись и сельского хозяйства, где на орошаемых землях стали собирать три урожая в год, внедрялись новые культуры. Крестянство активно борется за свои жизненные интересы. В провинции Ямасиро в 1485 г. восставшим удалось почти на десятилетие установить свою власть. В 40-х г. XVI в. в Японию проникают португальцы и испанцы. Они ввозят в страну огнестрельное оружие, часы, табак, стулья, очки и т. п. Появляются и миссионеры, которые не без успеха обращают в христианство японцев. Все это порождает в среде самурайства тенденции к централизации страны, которая и будет реализована в XVI- XVII в.

В отечественной исторической литературе существуют две точки зрения по вопросу о характере развития Японии в период Муромати. Ряд исследователей доказывает, что феодализм в этот период достиг наивысшего расцвета, другие, в частности А.Искандеров, считают, что речь должна идти о кризисе феодализма. Однако никто не ставит под сомнение факт существования в Японии характерных его черт, все отмечают сходство средневековых институтов в Японии и Европе. Японские историки, с которыми соглашается Бродель, утверждают даже, что в этот период закладывались основы капиталистического будущего Японии.

Борьба за объединение страны:
Ода Набунага и Тоётоми Хидэёси

Начало объединению Японии положил Ода Нобунага – мелкий провинциальный феодал, который сначала истребил всех своих родственников, а затем с помощью шпионажа и предательства в 1560 г. одержал победу над магнатом- владельцем трех провинций. Усилившись за его счет, он взял в 1565 г. Киото и назначил нового сёгуна. В 1573 г. Нобунага отменяет сам институт сёгунов и становится диктатором. Фактором этнической консолидации он избирает фигуру императора как главу местного культа. К буддизму диктатор относился враждебно, что было связано как с масштабами монастырского землевладения, так и с тем, что буддистские секты часто становились идеологами крестьянских восстаний. Экономическая политика диктатора способствовала расцвету торговли и предпринимательства: запрещались монополии купцов, ограничено ростовщичества, введены единые меры и весы, уничтожены заставы и таможни. В 1582 г. будучи окруже противником, Нобунага сделал себе харакири.

Продолжил дело объединения страны его слуга Хидэёси - крестьянин по происхождению, получивший от императора аристократическое имя Тоётоми. Ему удалось поставить под свой контроль переферию путем ряда удачных военных операций, а затем и системы заложничества. Социальное реформаторство Хидэёси коснулось главным образом крестьянства. Был проведен учет всех земель и перепись населения, безземельные получили наделы за счет целины. Выросло налогообложение, оставлявшее крестьянам ⅓ их урожая и доходов. Операция катанагари («охота за мечами») разоружила крестьян. Меры в отношении торговцев и предпринимателей носили поощрительный характер, что обеспечило поддержку режима со стороны горожан (симин). Специфика процесса централизации Японии состоит в том, что она проводилась личным диктатором в союзе с торговцами (В Европе силы централизации – короли и бюргерство). Завершающим шагом реформатора стала война в Корее 1592 г. Она закончилась поражением, но 137 тыс. самураев – потенциальная угроза централизованному государству, были удалены из страны. Пришедший к власти в 1603 г. Токугава Иэясу своими реформами, в частности установлением сословного деления на си (самураи), но (крестьяне), ко (ремесленники), сё (торговцы) прекратил процесс социального смешения, а умеренной изоляцией страны содействовала оформлению национальной традиции Японии.





Тюрки в эпоху средневековья

Тюрки к началу XI в.
Образование государства Сельджуков

В V в. после распада гуннской державы преобладание в Евразийской степи переходит к тюркам. Первый тюркский каганат существовал с 551 по 630 г. Непрерывные войны расширили его границы от Корейского моря на востоке до Каспийского на Западе, от пустыни Гоби на юге до Байкала на севере. Объединение Китая под властью династии Суй положило конец победоносным война, а вместе с ними и тюркскому государству. Оно распалось на Западнотюркский и Восточнотюркский каганат. Как считают историки, каганат сочетал в себе политические и родоплеменные структуры. По такому же принципу был устроен и Тюргешский каганат – вторая тюркская империя в Средней Азии (699-744 г.). Причина недолговечности этих протогосударственных образований заключалась в том, что родоплеменные структуры соглашались иметь над собою высшую власть только в той мере, в какой она могла обеспечить победоносные войны. Они давали возможность брать пленных и продавать их, либо возвращать за выкуп. Все другие жизненно важные функции с успехом выполняли и родоплеменные структуры. Иначе сложилась судьба тюркского государства Сельджуков в Малой Азии. Здесь они попали в зону воздействия оседлой цивилизации, в систему экономических и социальных отношений феодализма. В 1040 г. принявший ислам род Сельджуков вторгается в Хорасан. На месте султаната Газневидов возникает новая тюркская империя «Великих Сельджуков». Своего наивысшего могущества она достигла в 70-80-е г. при Мелик-шахе I. Визир сельджуков Низам аль' Мюльк ввел систему икта, чем положил начало превращению кочевой знати в феодальную. Если икта была заимствована у арабов, то у византийцев сельджуки восприняли налоговую систему. В пограничных районах сельджуки практиковали уджи – систему землепользования, основанную на налоговом и административном иммунитете для кочевых тюркских родов, за что они должны были охранять границу. Здесь кочевники вели обычный образ жизни. Когда власти обнаруживали на варварской периферии беспокойство выше обычного, они объявляли джихад и указывали его направление. Это позволяло удалить из внутренних областей тех, кто угрожал стабильности оседлого общества. В 1242 г. сельджукское государство было сокрушено монголами и распалось на 20 независимых бейликов (княжеств), которые соперничали друг с другом. Историческое значение этого государства состоит в том, что оно изменило этническую обстановку в Малой Азии и подготовило почву для оформления турецкой народности.

 

Османское государство до нашествия Тимура

После распада империи Сельджуков наиболее благоприятные условия для роста получил бейлик Османа на северо-западе Малой Азии. Близость Византии создавала возможность вести джихад. В годы его правления (1258-1324) турки захватили всю Малую Азию (Анатолию). Иоанн Кантакузин расплатился с ними за военные услуги Галлипольским полуостровом, что означало выход в Европу. В ходе завоеваний османское общество перестраивалось. Захваченные земли раздавались воинам в кормление (тимар). Сыновья Османа Урхан и Алаэддин в 1330 г. провели реформу, оказавшую огромное влияние на историческую судьбу османского государства. Братья стали чеканить собственную монету, что было признаком суверенитета, ввели сословное деление общества. Сипахи (всадники) надели белые колпаки, чтобы подчеркнуть отличие от райята – простолюдина. Покоренные народы стали райя (стадо), которых пасли завоеватели. Перестроенная армия включала в себя конницу (мюселлем) и пехоту (яя). Им полагалось земля для обработки и жалование из казны во время военных действий. Подати пехотинцы и кавалеристы не платили, что и отличало их от райятов. Наконец, братья создали «новое войско» (ени чери). Покоренные народы платили «налог крови», это были мальчики 9-12 лет, здоровые и сильные, которых обучали в турецких семьях языку и рабскому служению, а затем в специальных военных школах получали военные навыки. Янычарство А. Тойнби считает гениальным решением, с этим следует согласиться. Янычарство спасло кочевников от двух основных опасностей: ассимиляции более культурными покоренными народами и распада государства на привычные родоплеменные структуры. Усложнение государственной организации осман выразилось в учреждении должности визира и территориальном делении на санджаки и бейлербейлики. Это деление было связано с числом воинов, которое могла выставить территориальная единица, а санджакбей и бейлербейликбеи стали одновременно командирами воинских подразделений и правителями территорий. В османском обществе началось формирование феодального класса. Его специфика состояла в том, что он не владел землей, а участвовал в управлении армией и государством.

Социально-экономический и государственный строй
Османской империи в XV-XVI в.

Процесс становления османского государства был прерван нашествием Тимура. В 1402 г. армия султана Баязида I была разгромлена при Анкаре. Султан был пленен, а государство поделено между тремя его сыновьями. После смерти Тимура в 1405 г. его империя распалась, но в османском обществе не только развернулась борьба за престол на 10 лет погрузившая страну в состоянии анархии, но, по существу, гражданская война. Сулейман и Мехмед опирались на тимариотов, феодализирующуюся верхушку османского общества. Мусу поддерживали яя и мюселлем, т.е. османские низы. Их выступление было попыткой дефеодализации общества. Она не удалась, в 1410 г. Муса свергает Сулеймана, но уже в 1413 г. его отстранил от власти Мехмед I (1413-1421). Решающую роль в его победе сыграли янычары. С этого времени их стали назначать на высшие государственные посты. Янычары влились в состав османской знати, но не слились с нею, будучи рабами султана. Таким образом, в средневековом османском обществе существовали два типа знати, что позволяло султанам удерживать власть. Решение внутренних проблем позволило приступить к реализации главной цели джихада – завоеванию Константинополя. Создание флота помогло Мехмеду II решить эту задачу. Он стал именовать себя не только Завоевателем (Фатих), но и римским кесарем (кейсар-и-Рум). Европа вынуждена была согласиться с этим. В XV-XVI в. империя продолжила территориальную экспансию. Она завоевала Балканский полуостров, Закавказье, Сирию и Египет – территории, входившие прежде в состав Византийской империи. Османы оказались не только преемниками этой территории, они воспроизводили и государственно-правовую модель ее развития. Христианская община сохранила свою автономию в делах веры и правосудия, покоренные народы продолжали заниматься своими привычными делами. Османская империя была единственным мусульманским государством средневековья, где наряду с шариатом существовало и светское султанское право – канун. Оно оформляется при Сулеймане II Кануни (Законодателе) (1520-1566). Согласно светскому праву султан был верховным собственником земли, все виды земельных пожалований назывались тимарами. Тимариоты поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. Доход тимариота был фиксирован, его личное хозяйство не могло быть больше, чем у райята. У осман долго не было феодальных поместий. Все доходы в империи были регламентированы: прибыль торговца была не более 10%, ремесленника и ростовщика – 20% (шариат официально запрещал ростовщичество). Цены были фиксированными, солью. Мылом и воском торговало только государство. Административная система имела три независимых цепочки: военно-административную, судебно-религиозную, финансовую. Возможно, наличие светского права и системы разделения властей облегчили в дальнейшем процесс вестернизации страны.

Кризис империи в первой половине XVII в

В конце XVI – начале XVII в. империя вступила в полосу кризиса, связанного с борьбой двух феодальных укладов. Наряду с тимарами султаны практиковали ещё два вида пожалований: хассы и арпалыки. Они были больше тимаров, и отношения с крестьянами на их территории государство не контролировало, так как жаловались они высшему чиновничеству. Хассы и арпалыки напоминают европейские иммунитетные пожалования. Эти пожалования создавали возможность частноправового пути развития. Чиновники и воины-тимариоты стали теми силами, которые вступили в борьбу за перераспределение земельного фонда. Борьба осложнялась тем, что чиновники не были турками, чаще всего их назначали из числа янычар. В 1596 г. началось восстание тимариотов, в котором приняли участие даже некоторые паши (главы территориально-административных единиц эялетов). Усмирить это восстание удалось только в 1602 г. Однако государство было вынуждено фактически «не замечать», что тимариоты стали присваивать земли крестьян, требуя лишь уплаты налогов вместо райята. Так появляется поместье – чифтлик. В отличие от европейской сеньории чифтлик не передавался по наследству. Их владельцы стремились добиться права наследования. Борьба центрального правительства с этой тенденцией равнозначна борьбе с феодальной раздробленностью. Распри внутри правящего класса, дворцовые перевороты, борьба фаворитов повлекли за собою военные неудачи. Турецкий флот был разгромлен в сражении при Лепанто, Иран отнял у империи Месопотамию и Закавказье, Туркам не удалось взять Вену, они потеряли Астрахань. При этом хозяйственная жизнь империи была достаточно оживленной, морская торговля – успешной, не было конкурентов и на караванных торговых путях. Ситуация ухудшится в XVII в. Трудности будут связаны с перемещением торговых путей в Атлантику и «революцией цен».

А. Тойнби считает Османскую империю уникальным явлением. С этим следует согласиться. Кочевники, захватившие огромные территории с оседлым населением сумели создать империю, просуществовавшую более 500 лет, что было связано с передачей управления завоеванными в руки самих завоеванных.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: