Насир-и-Хусрау. Сафар-намэ

г. Алеппо

...Мы приехали в г. Алеппо. От Мейяфарикина до Алеппо 100 фарсахов. Я нашел, что Алеппо – прекрасный город. Он окружен стеной, высоту которой я определил приблизительно в 25 араш, есть там и замок, выстроенный на скале. Мне кажется, что Алеппо не меньше Балха, он густо заселен. Все строения соприкасаются. В этом городе взимают пошлину с товаров, идущих через Сирию, Рум, Диарбекр, Египет и Ирак, и из всех этих стран туда наезжают купцы и торговцы. В Алеппо четверо ворот: Баб-ал-яхуд, Баб-Алла, Баб-ал-Джинан и Баб-Антакиэ. Базарным весом там служит ратль Захири, составляющий 480 дирхемов...

На полях они сеют исключительно пшеницу, и родится ее много. В большом обилии деревья фиговые, оливковые; фисташки, миндаль и виноградная лоза. Вода в городе дождевая и колодезная.

 

г. Триполи

От Алеппо до Триполиса тем путем, которым мы ехали, 40 фарсахов.

Мы прибыли туда в субботу 5-го шабана. В окрестностях было много полей, садов и деревьев. Было очень много сахарного тростника, апельсинов сладких и кислых, бананов, лимонов и фиников. В это время как раз собирали сок сахарного тростника.

Город Триполис выстроен так, что три стороны его омываются морем. Когда море волнуется, волны плещут через стены. С той стороны, которая выходит на сушу, устроено укрепление с большим рвом и крепкими железными воротами. С восточной стороны возвышается каменная стена с такими же зубцами и бойницами. На верху стены установлены метательные машины. Обитатели города боятся румийцев, которые нападают на город с кораблями. Пространство города 1000 араш в квадрате. Высота зданий четыре и пять этажей, есть даже и шесть. Улицы и базары там красивые и чистые, можно было бы подумать, что каждый из них – разукрашенный замок. Пища, плоды и съестные припасы всех родов, какие мне только приходилось видеть в Персии, были и там, только их было во сто раз больше.

Посреди города стоит огромная, чистая, хорошо украшенная и прочно выстроенная соборная мечеть. Во дворе ее большой купол, а под куполом мраморный бассейн с бронзовым фонтаном. На базаре тоже устроен фонтан, где вода обильно бьет из пяти труб. Люди пользуются ею, а большая часть течет по земле и впадает в море. Говорили, что в этом городе 20000 жителей, а вокруг него много поселков и селений. Там вырабатывают хорошую бумагу, вроде самаркандской, но только лучше.

Город этот относится к числу владений египетского султана. Причиной этому, говорят, то, что однажды, когда нечестивые румийцы напали на этот город, египетские мусульмане сразились с их войском и разбили его наголову. Египетский султан взял с этого города подать и постоянно держит там свои войска под начальством своих полководцев для охраны города от врага.

В этом городе имеется таможня, так как корабли, прибывающие из Рума, Ференгистана, Андалусии и Магриба, платят там десятину султану. На эти деньги содержатся войска. У султана есть суда, которые ходят в Рум, на Сицилию и в Магриб и ведут торговлю. Население этого города сплошь шииты, и шииты же выстроили во всех городах этой страны прекрасные мечети.

г. Бейрут

Оттуда мы проехали в г. Бейрут. Я видел каменную арку, под которой проходила проезжая дорога, и высоту ее определил в 50 гезов. По бокам она была крыта плитами белого камня, каждая весом больше 1000 мен. Эта постройка возведена из кирпича на высоту 20 гезов, и на верху ее воздвигнуты мраморные колонны, каждая высотой в 8 гезов и такой толщины, что ее не охватить двум человекам. На этих колоннах покоится арка, выстроенная с таким расчетом, что камни ее с двух сторон соприкасаются и не соединены ни глиной, ни известью. Над этими арками сверху другая большая арка на самой середине высотою в 50 араш. Высоту каждого камня, пошедшего на постройку этой арки, я определил приблизительно в 8 араш в длину и 4 араша в ширину, а весом каждый около 7000 мен. Все эти камни покрыты скульптурной и резной работой столь красивой, что и на дереве скульптуру такой красоты видеть доводится редко. Кроме этой арки, в этой местности других строений не осталось. Я спросил, что это за место, и мне ответили: мы слыхали, что это были ворота в сад фараона и что они очень древние.

Все степи этой местности покрыты мраморными колоннами, отдельными капителями и колоннами без капителей, все они из разукрашенного мрамора, закругленные, четырехугольные, шестигранные и восьмигранные. Камень этот настолько тверд, что железо не оставляет на нем никакого следа. Но в окрестностях нигде нет горы, где могли бы быть каменоломни. Другой камень напоминает искусственное соединение, и его так же, как и другие камни, не берет железо.

По всей Сирии мне попадалось около 500000 колонн или капителей, и ни одна живая душа не знает, что это было такое или откуда привезено.

г. Акка

Я смерил город: длина его 2000 араш, а ширина 500. Город окружен прочной каменной стеной, с южной и западной стороны омывается морем. На южной стороне лежит гавань. Большая часть прибрежных городов имеет гавани, которые устраиваются для охраны судов. Это нечто вроде конюшни, задняя стена которой прилегает к кремлю, а две другие вдаются в море. Вход в нее шириной около 50 гезов, и стены там нет, протянуты только цепи от одной стены к другой. Когда хотят впустить в гавань корабль, цепи ослабляют, так что они опускаются под воду, и корабль проходит по воде над ними. Затем цепи опять поднимают, чтобы никто чужой не мог напасть на корабли.

С левой стороны у восточных ворот есть источник, к которому надо спуститься на 26 ступеней, чтобы достать воды.

г. Хайфа

...Мы прибыли в деревню, называемую Хайфой. По дороге в эту деревню нам попалось много того песку, которым в Персии пользуются золотых дел мастера и который они называют «меккским песком». Деревня Хайфа лежит на берегу моря, там много пальмовых рощ и деревьев. Там были корабельные мастера, строившие большие корабли. Эти морские корабли называются «джуди».

г. Рамлэ

...В воскресенье 1-го рамазана мы прибыли в Рамлэ. Оттуда до Кайсарийэ 8 фарсахов. Это большой кремль с прочной стеной из камней, скрепленных известью, и железными воротами. От города до берега моря 3 фарсаха. Жители города пользуются дождевой водой. В каждом доме есть цистерны, куда собирают дождевую воду, и вода всегда есть в запасе.

В этом городе много мрамора и большая часть дворцов и домов изящно выложена мрамором и покрыта рисунками.

Мрамор режут пилой без зубцов, применяя при этом меккский песок. Колонны пилят в длину, не в ширину, как пилят деревья, и делают из камня доски. Я видел много различных цветов мрамора: пестрый, зеленый, красный, черный, белый – всех цветов.

Там есть разновидность фиги, лучше которой фиг не бывает нигде; ее вывозят во все окрестные города. Город Рамлэ в провинции Сирии и в Магрибе известен под названием Филистин.

г. Иерусалим

Окрестности и пригороды Бейт-ал-Мукаддаса гористы, но вся земля там возделана и много масличных, фиговых и других деревьев. Воды там нет совершенно, но, тем не менее, много богатств и жизнь дешева. Там есть хозяева, у каждого из которых колодцы и цистерны наполнены более чем 50 менами оливкового масла; они развозят его оттуда во все страны света.

...Теперь я опишу г. Бейт-ал-Мукаддас. Это город, расположенный на вершине горы. Воды там, кроме дождевой, нет. В окрестностях есть ручьи, но в самом городе нет. Вокруг города возведена прочная стена из камней, скрепленных известью, с железными воротами. Около города нет ни одного дерева, так как город стоит на камне.

Это ближний город. В то время, когда я посетил его, в нем было 20000 жителей. Там есть красивые базары, высокие здания; вся земля его вымощена каменными плитами. Где была гора или возвышение, их срезали и сравнивали, так что, когда идет дождь, вся земля в городе вымывается начисто.

В городе много ремесленников, и каждый цех занимает на базаре отдельный ряд. Мечеть в восточной части города и восточная стена города вместе с тем и стена мечети. Если пройдёшь за мечеть, раскрывается большая бесконечная ровная долина, называемая Сахирэ.

...В Бейт-ал-Мукаддасе есть прекрасная больница, на нее жертвуется много денег, и многим больным там дают снадобья и лекарства; при ней состоят врачи, получающие содержание из пожертвованных сумм.

г. Мекка

Град пророка – мир да будет с ним! Это город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но ее мало. Там есть плантации финиковых пальм. Кыбла от Медины лежит к югу.

От Мекки до Медины 100 фарсахов, но дорога каменистая, и мы шли восемь дней. В воскресенье 6-го зулхидджэ (24 мая 1047 г.) мы вступили в Мекку и остановились около ворот Баб-ас-Сафа. В тот год в Мекке был недород и четыре мена хлеба продавали за один нишапурский динар. Муджавиры покинули Мекку, и ниоткуда не прибыло паломников.

...Этот год из Магриба прибыл огромный караван, и, когда он возвращался обратно, бедуины у ворот благородного города Медины потребовали с паломников уплаты денег за право свободного проезда. Между ними началась схватка, было убито более 2000 магрибинцев, и многие не возвратились назад в Магриб.

У самого подножья Мервэ есть базар, где 20 лавок друг против друга: все они заняты цирульниками, которые бреют головы паломникам.

...Я подсчитал, что в Мекке коренных жителей тысячи две, не больше. Все остальные, около 500 человек, – приезжие и муджавиры. В тот год там был недород, 16 мен пшеницы стоили один магрибинский динар, и много народу покинуло город.

В Мекке были дома для жителей каждого города: Хорасана, Маверанахра, Ирака и других областей, но большая часть их разрушились и лежали в развалинах.

Багдадские халифы выстроили там много богоугодных заведений и красивых зданий, но в то время, когда я был там, некоторые из них развалились, а другие обращены в частную собственность.

...Климат в Мекке чрезвычайно жаркий. В конце месяца бахмана (января), по старому календарю, я видел там свежие огурцы, бадренги и баклажаны... 15-го фарвардина старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать на базарах. 1-го ардибехишта появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.

г. Сана (Йемен)

Замок Гумдан лежит в Йемене около города, называемого Сана. От этого замка осталось сейчас нечто вроде холма посреди города. Там говорят, что владелец этого замка был царем над всем миром, что в этом холме скрыто много сокровищ и кладов, но никто не решается завладеть ими: ни Султан, ни народ. В г. Сана изготовляют агат. Это камень, добываемый из гор.

Его прокаливают, окружив песком, в огне, затем в песке же выставляют на солнце и обрабатывают на станке. Я видел в Мисре меч, привезенный султану из Йемена: и рукоятка, и ножны его были сделаны из одного куска красного агата, похожего на рубин.

г. Лахса (Бахрейн)

Вся торговля и все деловые сношения там ведутся на свинец; держат его в мешках, по 6000 драхм везут в каждом. Когда сделка заключена, отсчитывают мешки и берут сколько надо. Монету эту никто не имеет права вывозить оттуда. Там ткут прекрасные фута и вывозят их в Басру и другие города.

Один из... султанов во времена багдадских халифов пошел с войском на Мекку, взял этот город, убил паломников, совершавших таваф вокруг Каабы, а черный камень выломал из угла и отвез в Лахсу.

...В г. Лахсе продают мясо всех животных: кошек, ослов, коров, собак, овец и др. Когда продают какое-нибудь животное, около мяса кладут его голову и кожу, чтобы покупатель знал, что покупает. Собак там откармливают словно овец, и они делаются столь жирными, что не могут ходить; тогда их режут и едят... Если поехать по морю, приедешь в Бахрейн, остров в 15 фарсахов длиной. Там есть большой город и много пальмовых плантаций.

В этом море добывают жемчуг; но из всего того, что добывают пловцы, половину надлежит отдавать султанам Лахсы.

г. Басра (Ирак)

Каждый день в Басре устраивают базар в трех местах: поутру торгуют в месте, называемом Сук-ал-Хуза, днем – на Сук-Османе, под вечер – на Сук-ал-Каддахине. Торгуют там следующим образом: если у кого-нибудь есть что-нибудь, он сдает этот товар меняле и получает от него расписку. Затем он покупает все, что ему надо, а вместо уплаты дает чек на того же самого менялу. За все время, что купец находится в городе, он сплошь пользуется расписками менял и совершенно не прибегает к звонкой монете.

...К Басре принадлежит 20 областей, и в каждой из них много деревень и обработанной земли.


Глоссарий

Араш – мера длины равная длине руки от локтя до кончика среднего пальца

Аккар – плоскогорье на территории современного Ливана

Акиб – «идущий вслед»; аль-Акиб – одно из имен пророка

Ардибехешт – месяц мусульманского календаря соответствующий апрелю-маю

Вади – сухие долины периодических водных потоков в пустынях Аравии и Северной Африки

Вакф – собственность уммы, изъятая из гражданского оборота

Вали – покровитель, защитник, помошник; правитель провинции Халифата

Васк – арабская мера веса примерно 135 кг

Ганима – имя собственное, либо военная добыча

Гез - глаз

Джахилия – доисламская и догосударственная эпоха в истории арабов

Дирхем – старинная арабская серебрянная монета

Динар – старинная золотая монета в странах арабского Востока

Зимма - покровительство

Иджара – аренда

Имам – духовный глава мусульман, в данном случае халиф

Икта ат-тамлик – пожалование земли на правах собственности

Икта ал-истиглал – пожалование дохода с земли

Мен – мера весов, колебавшаяся между 2,8 и16 кг

Минбар – трибуна, кафедра с лесенкой для чтения Корана

Мударабат – договор, которым одно лицо представляет другому деньги для торгового оборота. Барыши и убытки делятся между сторонами в оговоренной договором пропорции.

Муджавиры – мусульманские поломники

Музараат - аренда необработанной земли

Мукатабы – вольноотпущенники. Рабы, получившие свободу на определенный срок, с целью приобретения суммы, необходимой для выкупа, после чего раб становился свободным

Мусакат – аренда обработанной земли

Нискала – «скала-нискала», «видимое-нивидимое»

Право фая – право на долю в добыче, земли, завоеванные арабами, собственность государства. Прежние ее владельцы сохраняли право пользования

Право хумса – пятая часть военной добычи, которой распоряжался глава государства

Ратль Захири – мера веса, введенная в XI в. египетским правителем Эз-Захири

Сабеи – арабское племя, поклонявшееся небесным светилам

Самаритяне – жители Самареи

Сафар – второй месяц мусульманского года

Сеид – почетный титул мусульманина, претендующего на происхождение от пророка Мухаммеда; многие монархи объявляли себя сеидами

Субстанция – перевод «ракабат ал-ард»; буквально – «шея земли»

Сунна – священное предание мусульман, содержащее рассказы о жизни пророка и его высказывания

Таваф – обряд обхода вокруг Каабы

Таглибиты – арабское племя христиан

Территория ислама – территория, подчиненная мусульманской юрисдикции («дар ал-ислам»)

Территория войны – территория, не подчиненная исламской юрисдикции, могущая стать объектом завоевания («дар ал-харб»)

Ушр – десятая часть урожая, выплачиваемая арабами мусульманами государству

Фавардин – первый весенний месяц мусульманского лунного календаря

Факих – мусульманский богослов, разбирающийся в тонкостях права

Фарсах – единица длины; 1 фарсах равен 6-7 км

Фута – длинный кусок материи, чалма

Хадис – рассказы о поступках и изречениях пророка Мухаммеда

Харадж – поземельный налог, взимаемый с завоеванных народов, сохранивших свою веру

Шабан - восьмой месяц мусульманского календаря

Именной и предметный указатель

Абу Йусуф – представитель ханафитской школы права (ум. 798 г.)

Абу-Ханиф ан-Нуман - основоположник юридической школы ханифитов (VIII в.)

Акка – порт в Палестине

Ал-Балазури – (810-812), переводчик с персидского, автор «Книги завоевания стран»

Алеппо – столица государства Хаманидов

Ал-Маварди Абу-ль-Хасан – (974-1058),крупнейший законовед XI в., советник халифа

Аш-Шафия Мухаммед ибн Идрис – основоположник юридической школы афийтов (IX в.)

Баб-ал-Яхуд – Еврейские ворота

Баб-Алла – ворота Бога

Баб-ал-Дженан – Садовые ворота

Баб-Антакие – Антиохийские ворота

Бейт-ал-Муккадас - Иерусалим

Бент Нафила – имя девушки

Диербекр – поселение на территории Армении

Зубайр – близкий родственник Мухаммеда, участник завоевания Египта

Йахйа ибн Адам – законовед VIII в, не примыкал ни к одной из юридических школ, писал о тех же вопросах, что и Абу-Йусуф

Китаб-ал-Харадж – Книга о хардже

Китаб футух ал-булдан – Книга завоевания стран

Мадинат ас-Салам - Багдад

Малик Абу-Абдаллах ибн Анас – основоположник юридической школы маликитов (VIII в.)

Насир-и-Хусрау – (1004- 1088), персидский ученый, поэт и философ, шиит, бежал на Памир от преследований

Савад – южный Ирак

Сук-ал-Хуза – рынок, где торговали верблюжьим мясом

Сук-ал-Каддахин – рынок мастеров, изготавливавших чаши

Умар ибн-ал-Хаттаб – Омар, второй халиф (634-644)

Усман – Осман, третий халиф (644-656)

Хаманиды – династия шиитских эмиров Мосула (929-1022 г.)

Хира – столица Лахмидского царства арабов на территории южного Ирака, существовавшего до начала арабских завоеваний

Халид ибн-ал-Валид – знаменитый арабский полководец, завоеватель Хиры при Абу-Бекре




Делийский султанат

Вопросы для обсуждения

1. Основы средневековой индийской цивилизации (сообщения):

а) индийская община;

б) кастовая система;

в) индуизм.

2. Поземельные отношения в султанате.

3. Торговля и ремесло. Налоговая система.

 

Литература

1. Ашрафян, К.З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XII-XIV в.) [Текст]: монография /К.З. Ашрафян; - М.: 1960

2. Ашрафян, К.З. Средневековый город Индии XIII – середины XVIII века [Текст]: монография /К.З. Ашрафян; - М.: 1983.

3. Бродель, Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3. [Текст]: монография / Ф. Бродель; - М.: 1992.

4. Ванина, Е.Ю. Человек, время, религия (средневековая Индия) [Текст]: /Е.Ю.Ванина; // Вопросы истории. 1995. № 3.

5. Васильев, Л. В. История Востока. В 2-х т. Т.1. [Текст]: учебное пособие / Л.В.Васильев; - М.: 1994.

6. История Востока: Т. II. Восток в средние века. [Текст]: учебное пособие; - М.: 2000.

7. История Индии в средние века. [Текст]: учебное пособие; - М.: 1968.

8. Сингха, Н.К. Банерджи, К. История Индии. [Текст]: Н.К. Сингха. Банерджи; - М.: 1954.

9. Шарма Рам Шаран. Переход от древности к средним векам в Индии. [Текст]: Рам Шаран Шарма; // Вестник древней истории.- 1993. № 3.

Методические рекомендации

Основными источниками по теме семинарского занятия являются труды Зия уд-дина Барани и Шамс Сирадж Афифа. Зия уд-дин Барани - выдающийся историк первой половины XIV в., хорошо информированный человек, друг султана Мухаммеда Туглака, пользовавшийся при дворе известным влиянием. В годы правления дяди Мухаммеда Фируз-шаха он попал в немилость и пытался исправить положение дел, что сказалось на содержании его труда.

Шамс Сирадж Афиф - выдающийся историк первой половины XV в. жил в эпоху заката султаната, времена мятежей и переворотов, последовавших за нашествием Тимура. Столетний интервал между источниками позволяет выяснить, изменились ли представления историков о социально-экономических и властных отношениях в Делийском султанате, о роли тех или иных государственных деятелей. Сравните между собой труды двух историков и попытайтесь ответить на эти вопросы.

Третий источник «Футухат-и Фируз-шахи», как полагают историки, написано либо самим султаном, либо по его поручению. Сопоставьте этот текст с соответствующими фрагментами труда Шамс Сирадж Афиффа. Какие действия считает достойными упоминания сам султан, какие его деяния отмечает историк? Иначе говоря, совпадают ли самооценка правителя и его оценка потомками?

Изучая труд Зия уд-дина Барани выясните, какие формы собственности на землю существовали в султанате, какое место занимала государственная собственность, почему султаны стремились укрепить именно эту форму собственности, каким образом они достигали своей цели? Почему тенденция к укреплению государственной собственности на землю не была устойчивой? Каковы были пути роста частного землевладения? (Для ответа на этот вопрос недостаточно текста Зия уд-дина Барани, нужно привлечь данные Шамс Сирадж Афиффа.) Можно ли говорить о существовании в султанате вассально-ленных отношений? Какие формы иммунитета можно обнаружить в источниках?

На материале «Футухат-и Фируз-шахи» дайте характеристику индийского земледелия: какой характер оно носило, какие полевые, садовые, огородные культуры возделывались, какое место занимали технические культуры и какие именно? Охарактеризуйте меры, которые правители принимали для увеличения продукции земледелия?

Найдите в текстах Зия уд-дина Барани и «Футухат-и Фируз-шахи» данные о видах ренты, преобладавших в султанате. Ответьте на следующие вопросы: какие виды ренты крестьяне платили в пользу султана, а какие в пользу держателя земли? Как определялись размеры ренты? Какую политику в этом вопросе проводил Мухаммад-шах Туглак и как эту политику оценивает историк?

В источниках содержится богатый материал по вопросу о развитии индийских городов, ремесла и торговли. Следует выяснить, какое место занимали в султанате города, какие функции они выполняли. Каковы в этом отношении их отличия от городов Западной Европы? Как были организованы ремесло и торговля, в чьих интересах регламентировались цены на товары, и почему эта политика не была устойчивой? Охарактеризуйте систему налогообложения городского населения, какие повинности оно несло? Что можно сказать о статусе купца и ремесленника, если сопоставить их повинности? На примере налоговой реформы Ала уд-дина раскройте мотивы изменения налоговой политики султаната. Как можно объяснить изменение этой политики при его преемнике Кутб уд-дине Мубарак-шахе.

Расскажите о взаимоотношениях индусского и мусульманского населения. Какую религиозную политику проводил Фируз-шах? Каковы были мотивы обращения местного населения в ислам? Как складывались отношения между государственной властью и верхушкой местного индусского общества? Принимали ли индусы участие в управлении обществом? В каких сферах общественной жизни была представлена местная знать?

Источники


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: