Аттестация и государственные экзамены (73 статьи)

Государственные экзамены кандидатов на должность

Статья 1. Аттестация столичных и провинциальных чиновников

Столичные и провинциальные гражданские чиновники и военные чины начального ранга и выше ежегодно подлежат аттестации, проводимой начальником данного управления в отношении подчиненных.

Когда предстоит аттестация, то собирать всех вместе и всегда зачитывать подробно записанные в течение года заслуги и провинности, сведения о поведении и способностях. Обсудив достоинства и недостатки чиновника), относить его к одному из девяти разрядов.

Аттестацию проводить до 13 – го дня 8 – й луны.

Казенные учреждения столицы и области Кинай должны направлять аттестационные документы в Государственный совет до 1- го дня 10 – й луны. Внешние провинции должны высылать аттестационные документы с посланцем до 1- го дня 11 – й луны.

Заслуги и провинности, записанные после аттестации, относить на будущий год.

Если чиновник совершит преступление по окончании аттестации в данном управлении, но до рассмотрения ее в министерстве, и будет вынесен приговор, который соответствует увольнению или понижению, то это следует занести в аттестацию Если предстоит продвижение по заслугам, то поступать так же.

Если нет старшего начальника, то аттестацию проводить его заместителю.

 

Статья 2. Послужной список чиновника

Если к аттестации необходимо представлять сведения о хорошем поведении, заслугах и провинностях чиновника, то всегда записывать реальные факты.

Если на прежнем служебном месте совершено частное преступление, а приговор вынесен во время нахождения на нынешнем месте службы, то при аттестации поступать в соответствии с правилами нового места службы.

Если при изменении должности предстоит аттестация с учетом срока прежней службы, то всегда добавлять прежние заслуги и провинности.

 Чиновник, записывающий сведения к аттестации, должен излагать только действительные факты; нельзя самовольно добавлять хорошее или плохое.

Если в докладной записке допущены искажения, несоответствующее завышение или занижение (например, такие, когда при отмеченных хороших деяниях занижаются оценки аттестации или при превосходных оценках намеренно записывается плохое поведение), а также скрываются заслуги и провинности и таким образом завышаются или занижаются оценки, тогда в зависимости от степени допущенной ошибки соответствующему чиновнику снижать аттестацию.

Так же поступать, когда посланец провинции докладывает (аттестации) с завышением или занижением, с незаконным продвижением или снижением и, таким образом, искажает истину.

 

Статья 3-6. Достоинства (чиновника)

Если человек славится добродетелью и верностью долгу, то считать это одним из достоинств.

Если человек известен чистотой и искренностью, то считать это одним из достоинств

Если человек известен справедливостью, то считать это одним из достоинств.

Если человек проявляет неустанное усердие и трудолюбие, то считать это одним из достоинств.

 

Статья 7- 48. Статьи о полном служебном соответствии

На пост в Совет по делам синто. Если при совершении синтоистских служений небесным и земным богам не нарушаются традиционные ритуалы, то считать чиновника полностью соответствующим посту в Совете по делам синто.

На пост старшего государственного советника. Если чиновник почтительно помогает государю, докладывает ему о делах, передает повеления и разумно вершит дела управления, то считать его полностью соответствующим посту старшего государственного советника.

На пост младшего государственного советника. Если чиновник безошибочно воспринимает указания государя, со знанием дела передает повеления и докладывает петиции, то считать его полностью соответствующим посту младшего государственного советника.

На пост управляющего делами Государственного совета. Если чиновник хорошо ведает канцелярскими делами, незамедлительно принимает меры, то считать его полностью соответствующим посту управляющего делами Государственного совета.

На пост в министерство центральных дел. Если чиновник присутствует при дворе, докладывает государю, незамедлительно выполняет указы государя, то считать его полностью соответствующим посту в министерстве центральных дел.

На пост в министерство церемоний. Если чиновник хорошо подбирает людей, правильно оценивает их способности, то считать его полностью соответствующим посту в министерстве церемоний.

На пост в министерство гражданской администрации. Если буддийские монахи и монахини идут по правильному пути и родословные не нарушаются, то считать чиновника полностью соответствующим посту в министерстве гражданской администрации.

На пост в министерство по делам народа. Если население не в беспорядке и казенные рисовые амбары полны зерном, то чиновника считать полностью соответствующим посту в министерстве по делам народа.

На пост в военное министерство. Если чиновник хорошо подбирает командный состав, основательно разбирается в военных делах, то считать его полностью соответствующим посту в военном министерстве.

На пост в министерство юстиции. Если чиновник выносит решения незамедлительно, согласно законам, то считать его полностью соответствующим посту в министерстве юстиции.

На пост в министерство финансов. Если чиновник старателен в сохранении ценностей и аккуратно учитывает приход и расход, то считать его полностью соответствующим посту в министерстве финансов.

На пост в министерство Двора. Если чиновник пригоден для снабжения царского двора продуктами и хорошо управляет подчиненными учреждениями, то считать его полностью соответствующим посту в министерстве Двора.

На пост в палату цензоров. Если чиновник строго и тщательно ведет наблюдение за нравами, разумно выясняет обстоятельства дела, то считать его полностью соответствующим посту в палате цензоров.

На пост в столичную управу. Если чиновник прививает почитание ритуалов, пресекает грабежи и разбой, то считать его полностью соответствующим посту в столичной управе.

На пост в столовое управление. Если чиновник удовлетворительно наблюдает и готовит царский стол, не нарушает запретов на пищу, то считать его полностью соответствующим посту в столовом управлении.

На пост в штаб охраны дворца. Если чиновник умело руководит подчиненными и не допускает ошибок в охране царского дворца, то считать его полностью соответствующим посту в штабе охраны дворца.

На пост в музыкальное управление. Если чиновник хорошо организует музыку, безошибочно знает танцы и пение, то считать его полностью соответствующим посту в музыкальном управлении.

На пост в управление по делам буддизма и чужестранцев. Если буддийские монахи и монахини не нарушают закона и проявляется забота о чужестранных гостях, то чиновника считать полностью соответствующим посту в управлении по делам буддизма и чужестранцев.

На пост в счетное управление. Если чиновник планомерно пополняет государственные средства, точен в вычислениях, то считать его вполне соответствующим посту в Счетном управлении.

На пост в налоговое управление. Если чиновник усерден в хранении казенного зерна, точен в учете поступлений и выдачах, то считать его полностью соответствующим посту в налоговом управлении.

На пост в управление кавалерийского ремонта. Если чиновник следит за выкормом казенных лошадей, а конюхи исправно служат, то считать его полностью соответствующим посту в управлении кавалерийского ремонта.

На пост в общевойсковое арсенальное управление. Если чиновник усердно следит за просушиванием и проветриванием снаряжения, точен в учете поступлений и выдач, то считать его полностью соответствующим посту в общевойсковом арсенальном управлении.

На пост камергера. Если чиновник постоянно с утра до вечера прислуживает при Дворе, подбирает забытые вещи, пополняет недостающее, то считать его полностью соответствующим посту камергера.

На пост инспектора кладовых. Если чиновник старателен в контроле, аккуратен и точен в поступлениях и выдачах, то считать его полностью соответствующим посту инспектора кладовых.

На пост царского телохранителя. Если чиновник старательно несет ночную охрану дворца и в поведении придерживается ритуала, то считать его полностью соответствующим посту царского телохранителя.

На пост заместителя начальника управления. Если чиновник овладел хорошим знанием служебных дел, разумно подходит к аттестации чиновников, то считать его полностью соответствующим посту заместителя начальника управления и выше.

На пост старшего инспектора. Если чиновник поощряет мораль, искореняет дурное, справедливо аттестует, то считать его полностью соответствующим посту старшего инспектора.

На посты чиновников ханкан. Если чиновник детально проводит проверку и хорошо разбирается в многочисленных делах, то считать его полностью соответствующим посту ханкан.

На посты разных чиновников. Если чиновник старателен на государственной службе, не допускает промахов в служебных делах, то считать его полностью соответствующим посту государственного чиновника.

На пост секретаря управления. Если чиновник старателен по письменной части и не скрывает ошибок, то считать его полностью соответствующим посту секретаря управления.

На пост хроникера. Если чиновник подробно и умело ведет записи, имеет логичный слог, то считать его полностью соответствующим посту бунси.

На пост придворного секретаря. Если чиновник точно выдет придворные записи и не ошибается в изложении воли государя, то считать его полностью соответствующим посту придворного секретаря.

На пост старшего преподавателя. Если кто–либо правильно наставляет, и учащиеся удовлетворительно выполняют программу, то считать его полностью соответствующим посту старшего преподавателя.

На пост предсказателя. Если кто – либо при гадании по китайским книгам, небесным светилам, по панцирям черепах, при лечении лекарствами получает в большинстве случаев положительные результаты (в большинстве случаев – это получение семи результатов из десяти), то считать его полностью соответствующим посту предсказателя.

На пост календариста. Если кто–либо, наблюдая за движением небесных тел, тщательно изучает законы природы, то считать его полностью соответствующим посту календариста.

На пост в администрацию рынка. Если рыночная торговля не нарушается, не происходит беспорядков, то считать чиновника полностью соответствующим посту в рыночной администрации.

На пост следователя. Если чиновник обладает способностями к расследованию преступлений и точен в докладах, то считать его полностью соответствующим посту следователя.

На пост в управление главного наместника области Сайкайдо. Если чиновник внедряет правила ритуала и пополняет военное снаряжение, то считать его полностью соответствующим посту в управлении главного наместника области Сайкайдо. следователя.

 На пост провинциального администратора. Если чиновник усердно ведет различные дела, очищает от преступников подведомственный район, то считать его полностью соответствующим посту в провинциальном управлении.

На пост старшего провинциального секретаря. Если чиновник беспристрастен, хорошо докладывает и выполняет распоряжения, то считать его полностью соответствующим посту старшего секретаря провинциального управлении.

На пост в управление пограничной охраны. Если чиновник хорошо обучает военному делу пограничную стражу и пополняет вооружение, то считать его полностью соответствующим посту в управлении пограничной охраны.

На пост в сторожевую заставу. Если чиновник умеет производить строгие допросы и осмотры и не тормозит движения, то считать его полностью соответствующим посту на сторожевой заставе.

 

Статья 48а

Девять разрядов аттестации. Если чиновник при одной высокой аттестации и более обладает еще четырьмя достоинствами, то относить его к первому разряду.

Если чиновник при одной высокой аттестации и более обладает тремя достоинствами или, не имея высокой аттестации, обладает четырьмя достоинствами, то относить его ко второму разряду.

Если чиновник при одной высокой аттестации и более обладает двумя достоинствами или, не имея высокой аттестации, обладает тремя достоинствами, то относить его к третьему разряду.

Если чиновник при одной высокой аттестации и более обладает одним достоинством или, не имея высокой аттестации, обладает двумя достоинствами, то относить его к четвертому разряду.

Если чиновник при одной высокой аттестации и более или не имея высокой аттестации, обладает одним достоинством, то относить его к пятому разряду.

Если чиновник в общем справляется с делами, не имеет ни высокой аттестации, ни достоинств, то относить его к шестому разряду.

Если чиновник подвержен пристрастности, принимает несправедливые решения, то относить его к седьмому разряду.

Если чиновник отходит от государственного и склоняется к личному, забрасывает служебные дела, то относить его к восьмому разряду.

Если чиновник, находясь на службе, допускает лесть и обман, а также алчность, то относить его к девятому разряду.

Если чиновник кроме достоинств и высокой аттестации заслуживает особой похвалы, или если он имеет провинности и низкую аттестацию, но обстоятельства благоприятствуют ему, или при отсутствии низкой аттестации обстоятельства не благоприятствуют ему, то во время министерской аттестации всегда надо проводить внеочередной пересмотр.

 

Статья 49. Нерегулярные чиновники

Что касается нерегулярных чиновников, то в каждом управлении ежегодно проводить аттестацию по трем разрядам, учитывая поведение, способности, заслуги и провинности чиновника.

Если чиновник почтителен, трудолюбив, хорошо несет дежурства, то относить его к первому разряду.

Если чиновник в службе аккуратен, точно выполняет получаемые распоряжения, то относить его ко второму разряду.

Если чиновник уклоняется от выполнения служебных дел, неаккуратен в явке на службу, то относить его к третьему разряду.

Все это надлежит установить, подробно записать и направить в министерство.

 

Статья 50. Царская гвардия

Для царских гвардейцев установить аттестацию по трем разрядам.

Если гвардеец проявляет усердие по службе, сдержан и осмотрителен в поведении, несет ночную стражу согласно уставу, старательно занимается стрельбой из лука и верховой ездой, то относить его к высшему разряду.

Если гвардеец без пропусков несет дежурства, не допускает ошибок в служебных делах, владеет стрельбой из лука или верховой ездой, хотя и не в совершенстве, то относить его к среднему разряду.

Если гвардеец неаккуратен в дежурствах и службе, нередко совершает проступки, склонен к личному времяпрепровождению, не овладел ни стрельбой из лука, ни верховой ездой, то относить (его) к низшему разряду.

 

Статья 51. Внешняя охрана дворца

Для начальников - старших привратников внешней охраны дворца установить аттестацию по трем разрядам.

Если начальник при соответствующих дворцовых воротах имеет строгую внешность, внимателен при охране ворот, пресекает злостные поступки в месте контроля, то относить его к высшему разряду.

Если офицер, находясь в охране ворот, не манкирует службой, не допускает ошибок при досмотрах, но не весьма усерден в охране дворца, то относить его к среднему разряду.

Если офицер нестарательно охраняет данные ворота, нередко допускает ошибки и недосмотр в месте контроля, то относить его к низшему разряду.

 

Статья 52. Поощрение провинциальной и уездной администрации

Если провинциальные и уездные администраторы хорошо заботятся о населении и его увеличении, то наличное число дворов в каждом случае принять за 10 долей.

С увеличением дворов на одну долю каждого провинциального и уездного администратора при аттестации продвигать на один разряд. С каждым последующим увеличением дворов на одну долю – продвигать на один разряд. (Под увеличением дворов подразумевается увеличение числа налогоплательщиков).

Так же, как в Законе о крестьянских дворах, за основу взят один полностью, облагаемый; каждые два неполностью облагаемых, четыре частично облагаемых юноши, шесть необлагаемых равны одному полностью облагаемому.

Если происходит ликвидация дворов, то можно показатели взаимно нивелировать.

Если администраторы не проявляют заботы и население уменьшается, то в каждом случае применять те же правила, что и при увеличении населения.

Если население уменьшается на одну долю, то снижать аттестацию на один разряд.

С каждым уменьшением на одну долю снижать аттестацию на один разряд.

Если поощряется земледелие, сильно расширяются посевы, то наличные пашни считать за десять долей.

С увеличением пашен на две доли каждого администратора при аттестации продвигать на один разряд. С каждым увеличением на две доли продвигать на один разряд.

Если нет такого поощрения (разработки земель), то при уменьшении пашен на одну долю снижать аттестацию на один разряд. С каждым уменьшением пашен на одну долю снижать аттестацию на один разряд. (Здесь говорится о том, что среди пашен могут быть и заброшенные). Если есть заслуги в нескольких местах, то разрешать суммировать (их).

 

Статья 53. Увеличение или уменьшение населения

Если предстоит аттестация на продвижение в связи с увеличением населения в провинции или уезде, то в число таких заслуг можно включить рост за счет прихода по увещеванию (говорится о людях, которые не состоят в подворных книгах, но пришли по приглашению), выявления лиц, незанесенных в подворные книги, добровольной явки лиц, уклонившихся от регистрации, вернувшихся беглых; однако сюда не должно входить увеличение за счет деления дворов.

Если уменьшение населения произошло оттого, что жители ушли в бунтовщики, убежали, совершили преступления, за которые полагается ссылка и более; если в прежних подворных книгах были сделаны ложные записи, а также крестьяне были уведены мятежниками, то следовать правилам о снижении аттестации. (Это положение не применять в том случае, когда крестьяне были уведены мятежниками и сами они были не в состоянии что – либо сделать).

 

Статья 54. Изменение аттестации

Если чиновник за увеличение населения, поощрение земледелия и другие заслуги был аттестован к продвижению, но потом оказалось, что эти факты неверны, то тогда, даже при амнистии, аттестацию всегда следует изменить.

 

Статья 55. Административные взыскания

Если чиновник совершил преступление и подлежит большому административному взысканию, то всегда проводить взыскания на основании письменного приговора.

При частных преступлениях взимать откуп медью по 1 кин за одно малое взыскание. При государственных преступлениях за один фу – 2 кин меди откупа. Каждые 10 фу считать за 1 дэн.

Если при аттестации выставлена наивысшая оценка 9 баллов, то даже при наличии взыскания в один дэн оценку не снижать (имеются в виду не частные преступления).

При оценке 8 баллов и ниже за один дэн снижать аттестацию на один разряд.

При наличии большого административного взыскания за государственное преступление следует обязательно снижать аттестацию, однако если в том году у чиновника были особенные заслуги против обычных, то разрешать уменьшение взыскания на один дэн.

Если в таких провинностях есть убийство или ранение людей, а также если с подозреваемого в преступлении взят откуп, то это всегда не подпадает под положение о большом административном взыскании.

 

Статья 56. Увольнение за частное преступление

Если чиновник за совершение частного преступления аттестован по восьмому разряду или за государственное преступление по девятому разряду, то всегда увольнять с занимаемой должности.

Если чиновник должен быть уволен и исключен из служебных списков на законном основании, то он не подлежит аттестации. Наряду с этим всегда изымать у него жалование текущего года.

Если данная провинность не влечет за собой увольнения, а также в особых случаях жалование не изымать.

Если чиновник уволен по аттестации, то разрешать выдвижение на должность через один год.

 

Статья 57. Аттестационные сроки

Не аттестовывать: регулярных чиновников начального ранга и выше, у которых срок службы до аттестации не достигает 240 дней; нерегулярных чиновников, у которых срок службы не достигает 140 дней; телохранителей царевичей и телохранителей знатных лиц, у которых срок службы не достигает 200 дней.

Если нерегулярный чиновник имеет перерыв во времени службы и до аттестации хочет вдвойне отслужить перерыв, то всегда разрешать суммировать сроки.

Если чиновник ранее выполнял государственное поручение, а затем вернулся к прежнему месту службы, то дни его службы считать со дня первого назначения; если чиновник и был назначен, но не был использован, и если чиновник снова был послан с поручением, то всегда поступать одинаково с положением о тех, кто нес службу в данном управлении.

Если предшествующий чиновник выполнял поручение, но затем его заменили, то разрешать суммировать дни выполнения им поручения.

Если у чиновника есть заметные заслуги или провинности, то при необходимости повышения или понижения, даже в неполный срок службы, составить особую запись и отправить ее в министерство.

Если при аттестации приходится суммировать дни службы чиновника, как нерегулярного, так и регулярного, то три дня нерегулярной службы приравнивать к двум дням регулярной службы.

Ежегодно когда в министерствах собирают аттестационные документы для рассмотрения, составлять отдельные описи по видам документов. В этих документах подробно освещать заслуги и провинности.

Документы чинов третьего ранга и выше представлять на рассмотрение государя.

Документы чинов пятого ранга и выше рассматривать Государственному совету и докладывать государю.

Документы чинов шестого ранга и ниже рассматривать и утверждать министерством.

По окончании аттестации огласить ее и доложить Государственному совету.

Если чиновник зааттестован, но это недостаточно обосновано и, следовательно, тогда невозможно утвердить решение, то направить документы с нарочным для повторного рассмотрения.

Что касается поведения чиновника, то определение его отнести полностью к аттестации последующего года.

Если после аттестации поступает обоснованная жалоба аттестованного об исправлении, то так же поступать, как указано выше.

 

Статья 58. Назначение на две должности

Если чиновник назначен на две должности или более, то по каждой основываться на служебной аттестации.

Во время министерской проверки аттестаций нивелировать заслуги и провинности по обеим должностям и разрешать придерживаться аттестации по высшей должности.

Если чиновник должен быть уволен в связи с совершением частного преступления на одной должности, то всегда увольнять с обеих должностей.

Если чиновник оставляет одну должность, то разрешать перенос аттестации с места совместительства на занимаемую в данное время должность.

 

Статья 59. Специальные посланцы провинций

Чиновников от первого помощника главного наместника области Сайкайдо и ниже, а также провинциальных администраторов ежегодно направлять по очереди в качестве специальных посланцев в столицу.

Сообщать всегда с посланцем сведения о чиновниках, занимающих в данное время должности, а также об увольнениях и перемещениях в подведомственных учреждениях.

Посланец должен отвечать на соответствующие вопросы, давать характеристику чиновника по годам со времени нахождения его в должности.

 

Статья 60.Отрицательная аттестация

Если столичный или провинциальный чиновник согласно аттестации подлежит увольнению как не соответствующий выполняемым обязанностям, то его следует увольнять сразу же после получения официального постановления.

 

Статья 61.Дополнения в аттестационных документах

Если чиновник, подлежащий аттестации, совершил преступление и составлен письменный приговор, то во время аттестации это немедленно заносить в аттестационный лист.

Если станет известно, что человек из другого управления имеет заслуги или провинности, то сообщать письменно в то управление для занесения в аттестацию.

Вынесшее приговор столичное управление должно не позднее 30 – го дня 9 – й луны письменно сообщить министерству о присужденном чиновнику наказании.

 

Статья 62. Преступления чиновников

Если чиновник совершил преступление, степень которого определяется решением государя, то всегда подвергать взысканию на основании указа государя.

Если за это нарушение не полагается большое взыскание или понижения, а по государеву указу чиновник подлежит аттестации, то аттестовывать с учетом данного нарушения.

Если по особому государеву указу будет помилование, а также выйдет амнистия, в обоих случаях чиновник не подлежит взысканию.

Если данное нарушение является частным преступлением и вынесен приговор на каторжные работы и более, но затем пожаловано помилование, а в текущем году должна быть проведена аттестация по четвертому разряду и выше, то учитывая большое взыскание, чиновника также понизить в должности. Однако, нельзя понижать более чем до шестого разряда.

Если данное нарушение влечет увольнение с должности и более строгое наказание, а также получена взятка, или если приговор суда был вынесен до амнистии, то рассматривать вопрос исходя из послужного списка чиновника.

При пониженной аттестации и изъятии жалования всегда основываться на обычных правилах.

Если за провинность не нужно увольнять и исключать из списков, то от должности не освобождать.

 

Статья 63. Особые заслуги и выдающиеся деяния

Каждый год все столичные учреждения должны записывать и всегда направлять в министерства сведения о делах провинциальной и уездной администрации, о ее особых заслугах и выдающихся деяниях, а также о счастливых предзнаменованиях, о налетах саранчи, об увеличении и уменьшении налогов и повинностей населения, богатстве или бедности соответствующей территории и о количестве разбойников.

 

Статья 64.Чиновники дворов царевичей крови

Что касается чиновников дворов царевичей, то их основной господин должен ежегодно проводить аттестацию в соответствии с правилами аттестации в столичных учреждениях.

Если аттестация завершена, то результаты доложить министерству и там хранить.

Если по аттестации чиновник должен быть уволен, то с ним поступать так же, как указано в правилах аттестации по столичным учреждениям.

 

Статьи 65- 66. Аттестация провинциальных чинов

Аттестация уездной администрации. Провинциальной администрации ежегодно проводить аттестацию уездной администрации по четырем разрядам, с учетом деятельности, способностей, заслуг и провинностей ее чиновников.

Если чиновник достойно, аккуратно несет государственную службу, отчетливо представляет применение законов, то подобных относить к высшему разряду.

Если чиновник на службе не ленив, при выполнении обязанностей не эгоистичен, то подобных относить к среднему разряду.

Если чиновник не старателен на своей службе, нередко совершает проступки, то подобных относить к низшему разряду.

Если чиновник отвращается от государственного, склоняется к личному, отличается алчностью, то подобных относить к самому низкому разряду.

Воинских чинов от помощника командира местного отряда и выше, умеющих руководить и поддерживать должный порядок среди подчиненных, относить к высшему разряду. Воинских чинов, достойно и аккуратно несущих службу, которых можно считать знатоками военного дела, относить к среднему разряду. Воинских чинов, не старательных на службе, не отличающихся в военном деле, относить к низшему разряду. Воинских чинов, часто допускающих проступки, недисциплинированных, не годных к военной службе, относить к самому низшему разряду.

Провинциальная администрация ежегодно должна проводить все аттестации и утверждать их. По окончании подробно записать их результаты и специальным посланцем отправить в министерство.

Во время аттестации по самому низшему разряду после ее рассмотрения и утверждения в данном году немедленно увольнять чиновника.

Аттестация провинцильных старших преподавателей. Аттестацию провинциальных старших преподавателей проводить по трем разрядам.

Если преподаватель не манкирует службой, умеет учить и руководить, то относить его к высшему разряду. Если преподаватель неустанно обучает студентов, и они успевают в занятиях, то относить его к среднему разряду. Если преподаватель не старается в своей службе и имеет недостатки в обучении, то относить его к низшему разряду.

Врачей следует аттестовать по результатам лечения; если из десяти случаев лечения семь и более положительны, то относить врача к высшему разряду. Если пять случаев лечения и более положительны, то относить врача к среднему разряду. Если четыре случая лечения и менее положительны, то относить врача к низшему разряду.

 

Статья 67. Аттестация телохранителей

Аттестация телохранителей. Аттестацию телохранителей царевичей и телохранителей знатных лиц ежегодно проводит их основной господин с учетом их деятельности, заслуг и провинностей.

Если телохранитель служит старательно, на ленясь, честен и подходит своему господину, то относить его к высшему разряду. Если телохранитель почтительно воспринимает приказы господина, удовлетворяет его требованиям, не ленив, то относить его к среднему разряду. Если телохранитель часто просит отпуск и нередко совершает проступки, то относить его к третьему разряду.

 

Статьи 68- 71. Государственные экзамены кандидатов на должность

Кандидаты в «литературоведы». Что касается кандидатов в «литературоведы», то экзаменовать их устно по двум политическим темам, сочинениям по литературе и логике.

Если у экзаменуемого по всем предметам будут высокие оценки, то ставить 9 баллов. Если по литературе получена высокая оценка, а по логике – средняя или по логике - высокая, а по литературе – средняя, то ставить 8 баллов. Если по литературе и по логике – средние оценки, то ставить 7 баллов. Если в литературе и в логике экзаменуемый в общем разбирается, то ставить 6 баллов. Если по литературе плохая отметка, а по логике – невыполнение, то считать кандидата не выдержавшим экзамен.

Кандидаты в «философы». Что касается китайских классических произведений, то следует экзаменовать по Чжоули, Цзочжуань, Лицзи, Моцзы; спрашивать из любого из перечисленных сочинений четыре статьи, из любого другого классического сочинения – три статьи, из Сяоцзинь и Луньюй вместе - три статьи. Всегда спрашивать по тексту и комментариям.

В ответах всегда должно быть объяснение логики произведения и понимание его.

Если экзаменующийся знает все десять статей, то ставить 9 баллов. Если экзаменующийся знает восемь статей и более, то ставить 8 баллов.

Если экзаменующийся знает семь статей, то ставить 7 баллов. Если экзаменующийся знает шесть статей, то ставить 6 баллов. Если экзаменующийся знает пять статей и совершенно не знает ни одного произведения или не знает Луньюй и Сяоцзин, то всегда считать не выдержавшим экзамен.

Если экзаменующийся знает два произведения и, кроме того, еще отлично знает какое – либо произведение, то по каждому произведению спрашивать о главном содержании семи статей. Если он знает более пяти статей, то считать выдержавшим экзамен.

Кандидаты в «канцеляристы». Что касается кандидатов в «канцеляристы», то на экзамене следует требовать: два сочинения по вопросам управления государством, чтение наизусть семи отрывков текстов «Шанчжи» из «Вэньсюань» и трех отрывков из «Эръя».

Если эти сочинения логично изложены, предложения правильно построены и вместе с тем экзаменующийся наизусть и без ошибок прочитал отрывки текстов, то считать его выдержавшим экзамен.

Если в сочинениях есть искажение смысла, изложение нелогично, а также не прочтены наизусть указанные отрывки текстов, то считать кандидата не выдержавшим экзамен.

Если кандидат прочитал наизусть все отрывки текстов и хорошо написал сочинения, то относить его к первому разряду.

Если кандидат удовлетворительно написал два сочинения и прочитал наизусть шесть отрывков текста и более, то относить его ко второму разряду. Всех других кандидатов считать не выдержавшими экзамен.

Кандидаты в «правовики». На экзаменах по праву, если экзаменующийся хорошо уяснил содержание десяти статей уголовного и гражданского кодексов семь статей из уголовного кодекса и три статьи из гражданского кодекса и отвечал на вопросы без колебания и задержки, то считать его выдержавшим экзамен.

Если экзаменующийся в общем знает основы права, но еще глубоко не овладел сущностью, то считать его не выдержавшим экзамен.

Если экзаменующийся хорошо знает все, то относить его к первому разряду. Если экзаменующийся знает восемь статей и более, то относить его ко второму разряду.

Если экзаменующийся знает семь статей и менее, то считать его не выдержавшим экзамена.

 

Статья 72. Проведение экзаменов

Что касается экзаменов кандидатов на должности, то темы для сочинений давать им в час зайца. Сочинения должны быть завершены в тот же день.

Экзаменационные работы проверять министру церемоний.

Если экзаменационная работа не закончена в срок, то экзамен считать несданным. Если экзаменационная работа закончена в срок, то направлять ее министру, утвердить выдержавших экзамен, огласить результаты.

 

Статья 73. Направление кандидатов на экзамены

Провинциального кандидата всегда направляет в Государственный совет старший начальник данного учреждения. Если нет старшего начальника, то кандидата направляет заместитель начальника. Такое лицо направляется вместе со специальным посланцем.

В день прибытия кандидат должен быть принят управляющим делами и прикомандирован к министерству церемоний.

Лицам, направленным на экзамены и не державшим их в связи с какими – либо событиями, разрешать держать экзамены в следующем году.

О кандидатах из высшей государственной школы подробно докладывать письмом Государственному совету и подвергать их экзаменам одинаково с кандидатами из разных провинций.

Если кандидаты успешно выдержали экзамены, то после доклада государю оставлять при министерстве церемоний. Если кандидаты не выдержали экзамены, то возвращать каждого на прежнее место службы.

Глоссарий

Бу – мера земельной площади, примерно 3,3 кв. м.

Го – мера площади в 33 кв. дм, или мера объема в 0,2 л

Дадзайфу – административный центр японского государства

Дадзёкан - «Великий государственный совет»

Дзе – мера длины примерно 3 м, или мера площади примерно 1,65 кв. м.

Канко – казенные крепостные

Каннухи – казенные рабы

Каторикину - ткань

Кин – мера веса 600 г

Коку – мера объема равная 180 л.

Кокудзо – просветленное существо

Кэнин - вассал

Мискант – бамбукоподобная трава

Нуно – ткань из смешанных волокон (типа войлока)

Нухи - рабы

Перилловое масло – жирное растительное масло

Рё – отдел

Рёмин – полноправные крестьяне                                       

Рёко – примогильные сторожа, одна из профессий сэммин

Сё – министерство или мера веса

Сибу – канцелярский служка

Синухи – частные рабы

Сун – мера длины 3,03 см

Сэммин – неполноправные, японские неприкасаемые

Сяку – мера длины 30,3 см

Тан – мера площади примерно 10 а

Тё – подушная подать, а также мера длины 109 м

Тёдзё – первая дочь

То – мера объема 18 л

Тойрё - туалет

Унэмэ – служанка, женщина-виночерпий при императорском дворе

Ханкан – помошник главы ведомства

Именной и предметный указатель

Восемь преступлений – мятеж, разрушение царских могил или дворца, государственная измена, замысел убить родственников, убийство мужа и его родителей, великая непочтительность к богам или царю, неповиновение родителям, безнравственность

Вэньсюань – первая в Китае литературная антология

Ли цзы – «Книга обрядов»

Лунь-юй – «Беседы и суждения», главная книга конфуцианства

Мо цзы – китайский философ V-IV в. до н.э. и одноименный трактат

Пять принципов – любовь, справедливость и добродетель, уважение, порядок, доверие

Сяо-цзин – канонический конфуцианский текст, раскрывающий идеи сыновней почтительности

 Цзочжуань – памятник эпической прозы древнего Китая

Чжоу Ли – «Ритуалы Чжоу», конфуцианский канон

Час зайца – с 5 до 7 часов утра

Час лошади – с 11 часов утра до 13 часов дня

Час овцы – с 13 до 15 часов дня

Четыре достоинства – гуманность, справедливость, разумность, благопристойность

Эръя – древнейший словарь китайских иероглифов

 

 


Контрольные вопросы
по истории средневекового Востока

1. Что такое джизье, ушр, зякят и в каких странах Востока они бытовали?

2. Что такое икта? Укажите похожие явления в различных странах Востока.

3. Кто такие раджпуты и какую роль в жизни Индии они играли?

4. Какие функции в империи Великих Моголов выполняли мансабдары и заминдары?

5. Что такое джагир? Укажите похожие институты в других странах Востока.

6. В чем отличие тимара от арпалыка?

7. Как английский историк А.Тойнби объясняет причину, которая позволила кочевникам создать прочное государство – Османскую империю?

8. В чем состоит специфика правовой системы Османской империи в сравнении с другими исламскими государствами?

9. По какому принципу формировалась элита средневекового китайского общества?

10. Какую роль в истории средневекового Китая играли крестьянские войны?

11. Почему политическая история средневекового Китая была цикличной?

12. Кого Л.Н. Гумилев называет в Монголии «людьми длинной воли», и какую роль он отводит им в формировании монгольской государственности?

13. Что такое «улус», и по какому принципу был организован улус Чингисхана?

14. По каким причинам распалась монгольская империя?

15. Почему японцам не удалось организовать свое государство по китайскому образцу?

16. Какую роль в японском средневековом обществе играл сёгун?

17. Чем отличается процесс централизации Японии от аналогичного процесса в Европе с социальной точки зрения?

18. В чем отличие когнитивной историографии от нормативной?

 

 

 





Библиография

1. Свод законов Тайхоре [Текст]: - М.: 1985.

2. Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х т. Т. I. [Текст]: - М.: 1963. С. 121-144

3. Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х т. Т.2. [Текст]: - М.: 1963. С. 56-71,163-177, 184-193, 234-240, 226-234.

4. Хрестоматия по истории Китая в средние века (ХУ-ХУII вв.) [Текст]: - М.: 1960. С.19-37

5. Хрестоматия по истории Халифата. [Текст]: - М.: 1968. С.19-24, 49-57, 63-73.


 

 

Составитель
Светлана Александровна Гущина

 



Средневековый восток

Учебно-методическое пособие

 

 

Сдано в набор …….. Подписано в печать  .
Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 4,25. Тираж 100 экз.
Заказ    , с. (сп.)    .

 

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «АГАО» -
659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

Типография ФГБОУ ВПО «АГАО» - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

 


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: