Лекции 3-4. Деловой цикл и экономический рост. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица

Вопросы лекций:

1. Фазы делового цикла и причины циклических колебаний. Потенциальный и фактический ВВП.

2. Экономический рост. Факторы экономического роста.

3. Рынок труда. Занятые и безработные. Формы безработицы. Естественный уровень безработицы.

4. Издержки безработицы. Закон Оукена.

5. Понятие инфляции. Уровень инфляции. Виды инфляции. Издержки инфляции.

6. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Считается, что экономика перегрета, когда ее производственные мощности не способны удовлетворить растущий совокупный спрос. Обычно это происходит, когда в течение длительного периода времени экономика растет темпами, превышающими ее долгосрочный тренд. В результате возникает так называемый разрыв между фактическим и потенциальным выпуском. По каким признакам, на ваш взгляд, можно определить перегрев экономики?

 

2. Во времена Дж. М. Кейнса естественный уровень безработицы составлял 2-3%, сейчас в США он находится на уровне 6-7%, а в некоторых странах Западной Европы достигает 10%. С какими факторами, на ваш взгляд, связан рост данного показателя?

 

3. Объясните, почему ставки заработной платы не могут измениться быстро?

 

4. Объясните, как следующие изменения повлияли бы на естественный или структурный уровень безработицы. Прокомментируйте также побочные эффекты следующих изменений:

а) устранения профсоюзов;

б) расширения участия женщин на рынке труда;

в) более широких колебаний уровня или изменения в структуре совокупного спроса;

г) увеличения пособий по безработице;

д) отмены минимальной заработной платы.

 

5.Существует мнение, что инфляцию можно снизить в долгосрочной перспективе без увеличения безработицы и поэтому следует снизить инфляцию до нуля. Согласно другому мнению, устойчивый темп инфляции, скажем 4%, не так уж плох и именно это может выступать в качестве цели. Дайте оценку этим двум мнениям и определите, какое из них может выступать в качестве долгосрочной цели для снижения инфляции и безработицы. Как их можно достичь?

 

6. Почему социальные издержки неожиданной инфляции выше, чем ожидаемой?

 

7. Прокомментируйте фразу: "Грабители предпочитают дефляцию".

 

8. Согласны ли вы со следующим утверждением: «Если рынок труда находится в равновесии, то безработица невозможна».

 

Тесты:

1.ВВП, произведенный при полной занятости всех ресурсов в экономике, называется:

а) текущий выпуск;

б) реальный ВВП;

в) номинальный ВВП;

г) потенциальный ВВП

 

2. Промежуток времени между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях циклических колебаний, называется:

а) разрывом ВВП;

б) периодом цикла;

в) амплитудой;

г) краткосрочным периодом.

 

3. Любая из нижеперечисленных мер является попыткой сократить естественный уровень безработицы, КРОМЕ:

а) пособий по безработице;

б) создания служб занятости;

в) программ переподготовки;

г) увеличения в пособии по безработице доли, выплачиваемой фирмой, уволившей работника.

 

4. Государственной политикой, способствующей росту фрикционной безработицы, является:

а) внедрение программ переподготовки;

б) увеличение пособий по безработице;

в) снижение минимальных ставок заработной платы;

г) распространение информации о существующих вакансиях.

 

5. Пособие по безработице увеличивает фрикционную безработицу, так как:

а) побуждает работников быстрее искать новую работу;

б) заставляет работников принять первую же работу, которая им будет предложена;

в) делает нежелательным для работодателя увольнение работника;

г) смягчает экономическую тяжесть безработицы.

 

6. Причинами фрикционной безработицы является все нижеперечисленное, КРОМЕ:

а) структурных сдвигов в экономике;

б) банкротств отдельных фирм;

в) увольнения работников, желающих найти более подходящую работу;

г) увольнения работников, желающих прекратить работать вообще.

 

7. Термин "стагфляция" описывает:
а) одновременный рост выпуска и уровня цен
б) одновременное сокращение выпуска и уровня цен
в) рост уровня цен, сопровождающийся снижением реального объема выпуска и уровня занятости
г) снижение уровня цен, сопровождающееся ростом реального объема выпуска и уровня занятости

 

8.  В краткосрочном периоде между инфляцией и безработицей:

а) существует прямая зависимость;

б) существует обратная зависимость;

в) не существует зависимости;

г) существуют противоречия.

 

9. Экономика описывается следующими данными: естественный уровень безработицы равен 5%, уровень ожидаемой инфляции равен 2%, относительное отклонение реального ВВП от потенциального меньше 0. В этом случае фактический уровень инфляции будет:

       а)    выше 2%;

       б)    ниже 2%;

       в)    равен 2%;

       г)    равен 5%.

 

10. Численность трудоспособного населения страны 130 млн. человек. Численность занятых в народном хозяйстве 90 млн. человек. Численность безработных - 10 млн. человек, фрикционная безработица составляет 5 млн. чел., структурная безработица - 1 млн. чел. Коэффициент Оукена составляет 2,5. Определите разрыв ВВП (на сколько процентов фактический ВВП больше (+) или меньше (-) потенциального ВВП)?

а) +5%

б) -15%

в) -5%

г) -10%

д) - 12%

 

Задачи:

1. Экономика страны характеризуется следующими показателями:

Фрикционная безработица        6 млн. чел.

Структурная безработица          6 млн. чел.

Циклическая безработица         8 млн. чел.

Численность занятых                 180 млн. чел.

Общая численность населения 400 млн. чел.

Потенциальный ВВП                4000 млрд. руб.

Определить фактический ВВП при условии, что коэффициент Оукена равен 2,5.

 

2. В экономике страны с постоянной рабочей силой в течение каждого месяца работу находят 46% безработных, а 4% занятых ее теряют. Определите естественный уровень безработицы для данной экономики. Как долго пребывает в рядах безработных работник, потерявший рабочее место?

 

     3. Естественный уровень безработицы в данном году составляет 5%, а фактический уровень - 9%. Определите величину относительного отставания реального ВВП от потенциального, при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,5. Если реальный ВВП в том же году составил 500 млрд. долл., то какой объем совокупного выпуска был потерян из-за безработицы?           

 

       4.    Имеются следующие данные о динамике цен в начале 90-х гг.:

 

                              Годы                      Индекс потребительских цен

 

                               1991                                        400

                              1992                                              440

                              1993                                              462

                              1994                                              462

 

       а)    Рассчитайте уровень инфляции в 1992, 1993 и 1994 гг.

 

Рекомендуемая учебная литература:

1. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. – М,: Издательство «Дело и Сервис», 2010, Гл. 3, разд. 3.3 – 3.4

2. Макроэкономика. Учебник. – под ред. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2004, Гл. 7

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.,1996. Гл.13-15

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 5, 6, 11

 

Лекция 5. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS

Вопросы лекции:

 

1. Совокупный спрос. Эффекты процентной ставки, богатства, импортных закупок. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.

2. Совокупное предложение. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения. Неоклассическая интерпретация совокупного предложения. Крайняя и основная версии кейнсианской интерпретации совокупного предложения.

3. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие. Причины и последствия шоков совокупного спроса и совокупного предложения.

4. Макроэкономическая политика в модели AD-AS.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

 

1. Модель AD-AS очень похожа на стандартные модели спроса и предложения, используемые в микроэкономике. Каким образом (если вообще) эти модели связаны?

 

2. Верны ли следующие утверждения?

 

       а)    Высокий уровень потребительской задолженности стимулирует рост потребительских расходов.

       б)    В равновесной экономике всегда существует полная занятость.

       в)    Согласно классической концепции кривая AS представлена вертикальной линией, которая ни при каких условиях не может сдвинуться ни влево, ни вправо.

       г)    Ожидание инфляции всегда сдвигает кривую AD вправо.

       д)    Рост инфляции прекращается, если кривая AD сдвигается вправо.

       е)    Сдвиг кривой AD вправо всегда приводит к инфляции.

 

3. Какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение? В каждом случае пользуйтесь графиком, чтобы показать, каким будет предполагаемое влияние на равновесный уровень цен и равновесный объем совокупного выпуска при условии, что все остальные факторы будут постоянными.

 

       а)    Широко распространенный страх потребителей перед депрессией.

       б)    Сокращение государственных расходов на образование.

       в)    Резкое снижение цен на нефть.

       г)    Уменьшение ставок подоходного налога.

       д)    Повышение номинальной заработной платы.

       е)    Уменьшение части рабочей силы, объединенной в профсоюзы. 

 

 4. Объясните, почему классическая кривая совокупного предложения вертикальна.   Какие механизмы обеспечивают полную занятость трудовых ресурсов в долгосрочном периоде?

 

5. Какими мерами можно восстановить нарушенное макроэкономическое равновесие в рамках модели AD-AS? Чем объясняется различие в подходах к восстановлению равновесия для разных временных периодов?

6. Предположим, что ОПЕК неожиданно распался (прекратил свое существование), и цены на нефть упали. Покажите на графике, что произойдет с кривыми совокупного предложения и спроса, объемом выпуска и ценами в краткосрочном периоде?

           

Тесты:

 

1. Увеличение государственных расходов приведет к тому, что кривая совокупного спроса:

а) сдвинется влево

б) сдвинется вправо

в) не изменит своего положения

г) изменит наклон

 

2. Увеличение денежной массы приведет к тому, что кривая совокупного предложения:

а) сдвинется влево

б) сдвинется вправо

в) не изменит своего положения

г) изменит наклон

 

3. Какие рынки находятся в равновесии на лини кривой совокупного спроса:

а) только финансовый рынок

б) только рынок товаров

в) и рынок товаров и финансовый рынок

г) ни тот, ни другой

 

4. В долгосрочном периоде, когда объем выпуска равен потенциальному уровню, увеличение государственных расходов приведет к росту:

а) объема выпуска

б) уровня цен

в) налогов

г) предложения денег

 

5. Негативный шок предложения выразится в том, что кривая совокупного предложения:

а) сдвинется влево

б) сдвинется вправо

в) изменит наклон

г) произойдет движение вдоль кривой совокупного предложения

 

6. Экономика с жесткими ценами изначально находится в состоянии долгосрочного равновесия. Уровень цен Р0 равен 1, а совокупный выпуск Y0 - 2000 (млрд. руб.). Центральный банк неожиданно увеличил предложение денег. Тогда в соответствии с моделью совокупного спроса/совокупного предложения AD/AS после произошедших событий уровень цен и совокупный выпуск в краткосрочном SR и долгосрочном периоде LR, соответственно, будут находиться на уровне:

 

а) SR: Р1 = 1, Y1 = 2000; LR: Р2 = 1,2; Y2 = 2500;

б) SR: Р1 = 1,2; Y1 = 2000; LR: Р2 = 1,2; Y2= 2500;

в) SR: Р1 = 1, Y1 = 2500; LR: Р2 = 1,2;  Y2 = 2000;

г) SR: Р1 = 1,2, Y1 = 2000; LR: Р2 = 1,2;  Y2 = 2000;

д) SR: Р1 = 1,2, Y1 = 2500; LR: Р2 = 1,2;  Y2 = 2000

 

7. Экономика с жесткими ценами изначально находится в состоянии долгосрочного равновесия. Уровень цен Р0 равен 1, а совокупный выпуск Y0 - 2500 (млрд. руб.). На мировом рынке энергоносителей неожиданно снизились цены на нефть и газ. Тогда в соответствии с моделью совокупного спроса/совокупного предложения AD/AS после произошедших событий уровень цен и совокупный выпуск в краткосрочном SR и долгосрочном периоде LR, соответственно, будут находиться на уровне:

 

а) SR: Р1 = 0,8; Y1 = 2750; LR: Р2 = 1, Y2 = 2500;

б) SR: Р1 = 0,8; Y1 = 2250; LR: Р2 = 1, Y2 = 2500;

в) SR: Р1 = 1; Y1 = 2750; LR: Р2 = 1,2, Y2 = 2500;

г) SR: Р1 = 0,8; Y1 = 2750; LR: Р2 = 0,8, Y2 = 2500

д) SR: Р1 = 1; Y1 = 2250; LR: Р2 = 1,2, Y2 = 2500;

 

8. Все перечисленные ниже факторы приведут к сдвигу краткосрочной кривой совокупного предложения AS, за исключением:

 

а) увеличение номинальной заработной платы работникам нефтеперерабатывающих отраслей промышленности;

б) засухи, уничтожившие посадки зерновых;

в) принятие нового закона о защите окружающей среды, требующего от предприятий снизить выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

г) принятие парламентом закона о снижении ставок подоходного налога;

д) принятие парламентом закона об индексации заработной платы.

 

9. Негативные шоки совокупного предложения сопровождаются:

а) ростом цен и ростом объема выпуска;

б) ростом цен и снижением объема выпуска;

в) снижением цен и ростом объема выпуска;

г) снижением цен и снижением объема выпуска.

 

Задачи:

1. Экономика изначально находится в состоянии полной занятости. Уравнение кривой совокупного спроса при этом имеет вид Y = 3750 -300P. Затем увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую так, что в коротком периоде равновесный ВВП увеличился до 3150 млрд. руб. Потенциальный ВВП равен 3000 млрд. руб. Изобразить на графике кратко- и долгосрочные последствия этого события и подсчитать, какими будут равновесный ВВП и уровень цен в долгосрочном периоде. Сформулируйте дилемму стабилизационной политики. Какова роль экономиста и политика в ее решении?

2. Первоначально экономика находилась в состоянии долгосрочного равновесия. При этом потенциальный ВВП был равен 2000. Кривая совокупного спроса задана уравнением YAD = 2M/P. Предложение денег М= 1000. В результате ценового шока уровень цен вырос на 25%. Определите:

а) Координаты точки краткосрочного равновесия экономики после шока.

б) Как должен изменить предложение денег ЦБ, чтобы вернуться к полной занятости ресурсов?

3. Экономика первоначально находится в состоянии долгосрочного равновесия. Уравнение кривой совокупного спроса при этом имеет вид YAD = 3,5M/P, где М = 800 млрд. руб. – предложение денег в экономике. Потенциальный ВВП равен 2800 млрд. руб. Затем неблагоприятный шок предложения привел в коротком периоде к 40% инфляции. К тому же в результате неблагоприятной демографической ситуации в стране потенциальный ВВП уменьшился до 2500 млрд. руб.

а). Изобразите на графике кратко- и долгосрочные последствия этого события. Какими будут равновесный ВВП и уровень цен в коротком и долгосрочном периодах. Какое дополнительное количество денег должен выпустить Центральный Банк для проведения стабилизационной политики, ставящей целью достижение прежнего уровня ВВП?

б) Считаете ли Вы действия ЦБ эффективными? Каковы долгосрочные последствия (уровень ВВП и инфляции) стабилизационной политики ЦБ?

в) Назовите возможные причины ошибок ЦБ (объективные и субъективные). Могут ли оказать воздействие на решение ЦБ сроки проведения выборов в стране? Как должен был изменить предложение денег ЦБ, чтобы добиться полной занятости ресурсов наименьшей ценой?

 

Рекомендуемая учебная литература:

1. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010, Гл. 2.

2. Макроэкономика. Учебник. – под ред. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2004, Гл. 3

3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 8

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: