Лекции 6-7. Деньги и банки. Предложение денег и спрос на деньги. Кредитно-денежная политика

Вопросы лекций:

1. Сущность, функции и виды денег.

2. Агрегаты денежной массы. Денежная база и денежная масса. Центральный банк и его функции.

3. Банковская система. Процесс создания денег: роль Центрального банка и коммерческих банков.

4. Спрос на деньги. Трансакционная теория спроса на деньги. Портфельная теория спроса на деньги.

5. Денежный рынок.

6. Контроль над денежной массой. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

 

1. Каким образом можно было бы создать общество, в котором не было бы денег? В чем состоят проблемы создания такой системы? Можно ли было бы, по крайней мере, полностью устранить наличность? Каким образом?

 

2. Рассмотрите последствия следующих изменений для спроса на агрегаты М1 и М2. С какими функциями денег они связаны?

а) Распространение банкоматов, которые позволяют в любое время суток снимать средства со сберегательных счетов в банках.

б) Значительное увеличение числа кассиров в вашем банке.

в) Рост инфляционных ожиданий.

г) Широкое распространение кредитных карточек.

д) Страх неизбежного кризиса правительства.

е) Рост ставки процента по срочным вкладам.

 

3. Какое влияние на процентные ставки и спрос на деньги могут оказать реформы, направленные на либерализацию и усиление конкуренции в банковской сфере? Какое влияние на процентные ставки и спрос на деньги могут оказать реформы, направленные на усиление контроля над деятельностью коммерческих банков?

 

4. Рассмотрите разные факторы, которые принимает во внимание индивид, решая вопрос о том, какое количество дорожных чеков взять в отпуск.

 

       5. Связан ли процесс создания денег банковской системой с количеством коммерческих банков? Можно ли утверждать, что чем больше коммерческих банков, тем больше предложение денег в экономике?

 

6. Верно ли, что при положительных темпах инфляции поддержание номинального предложения денег на постоянном уровне равнозначно ограничительной кредитно-денежной политике?

 

       7. Какой основной фактор определяет а) спрос на деньги для сделок и б) спрос на деньги со стороны активов? Объясните, каким образом можно графически совместить эти два вида спроса для определения общего спроса на деньги? Как определяется равновесная ставка процента на денежном рынке? Как может а) уменьшение промежутка между выплатами очередной заработной платы рабочим и б) увеличение номинального ВВП воздействовать на спрос на деньги для сделок и равновесную ставку процента?

 

Тесты:

1. Предложение денег возрастает, если:

а) увеличиваются государственные расходы;

б) ЦБ покупает казначейские билеты у населения;

в) граждане покупают облигации, выпущенные компанией Дженерал Моторс;

г) IBM продает акции населению и использует деньги для строительства новой фабрики.

 

2. Что из ниже перечисленного, в соответствии с портфельными теориями, не влияет на спрос на деньги:

а) ожидаемая реальная доходность по государственным облигациям;

б) необходимость денег для совершения сделок;

в) ожидаемый уровень инфляции;

г) ожидаемая реальная доходность по акциям.

3. При системе 100% банковского резервирования денежный мультипликатор равен:

 

а) 0;      б) 1;    в) 10;    г)100.

 

4. Уменьшение обязательной нормы резервирования не приведет к значительному изменению предложения денег, если:

а) банки не изменяют свой коэффициент резервы/депозиты;

б) коэффициент наличность/депозиты не изменяется;

в) объем дополнительных резервов поддерживается банками на постоянном уровне;

г) денежная база не изменяется.

5. Уменьшение учетной ставки процента увеличит предложение денег путем:

а) увеличения денежного мультипликатора;

б) увеличения объема резервов, которые банки получают в качестве кредитов у Центрального Банка;

в) уменьшения коэффициента резервы/депозиты;

г) увеличения коэффициента наличность/депозиты.

 

6. Если все кредиты, выданные банками, возвращаются опять в банковскую систему, и если rr - это коэффициент резервы/депозиты, тогда совокупное предложение денег равно:

а) резервы, деленные на rr;

б) 1/rr;

в) резервы, умноженные на rr;

г) резервы, деленные на (1-rr).

7. Если коэффициент резервы/депозиты (rr) увеличивается при неизменных коэффициенте наличность/депозиты (сr) и денежной базе (В), тогда:

а) невозможно определить, увеличится или уменьшится предложение денег;

б) предложение денег возрастет;

в) предложение денег уменьшится;

г) предложение денег не изменится.

8. Если коэффициент наличность/депозиты (сr) увеличивается при неизменных коэффициенте резервы/депозиты (rr) и денежной базе (В), тогда:

а) невозможно определить, увеличится или уменьшится предложение денег;

б) предложение денег возрастет;

в) предложение денег уменьшится;

г) предложение денег не изменится.

9. Когда ЦБ увеличивает обязательную норму резервирования, то это приводит к:

а) увеличению коэффициента резервы/депозиты (rr);

б) уменьшению коэффициента резервы/депозиты (rr);

в)i увеличению денежной базы (В);

г) уменьшению денежной базы (В).

 

10. Норма обязательного резервирования в экономике составляет 15%, избыточных резервов нет. Население держит на руках в виде наличности 20% денежной массы. Центральный банк в текущем году планирует увеличить предложение денег на 375 млрд. руб. Для этого ЦБ необходимо:

       а) купить на «открытом рынке» государственных облигаций на общую сумму 120 млрд. руб.;

       б) продать на «открытом рынке» государственных облигаций на общую сумму 120 млрд. руб.;

       в) купить на «открытом рынке» государственных облигаций на общую сумму 132 млрд. руб.;

        г) продать на «открытом рынке» государственных облигаций на общую сумму 140 млрд. руб.

 

Задачи:

 

1. Норма обязательного резервирования rr составляет 20%. Избыточные резервы отсутствуют. Спрос на наличность составляет 0,3 от суммы депозитов. Общий объем обязательных резервов равен 40 млрд. руб.

 

а)    Определите величину предложения денег в данной экономике.

       б)    Если Центральный банк снизит норму обязательного резервирования до 12%, как изменится предложение денег?

       2.    Ниже представлен балансовый отчет банка Х.

 

                        Активы    Пассивы и собственный капитал
Резервы                                     $220.000 Ccуды, ценные бумаги и другие активы                       $780.000 Депозиты до востребования   $950.000   Собственный капитал               $50.000
Активы всего                        $1.000.000 Пассивы и собственный капитал всего                                                $1.000.000

 

       Пусть норма обязательных резервов равна 20%.

       а)    Какова величина избыточных резервов банка Х?

       б)    Как изменится предложение денег, если банк Х решит использовать все свои избыточные резервы для выдачи ссуд?

 

       3.Предположим, что спрос на деньги представлен уравнением (M/P)d = 0.25Y. Используя уравнение количественной теории денег, рассчитайте скорость обращения денег по доходу.

 

       4. Предположим, что спрос на деньги представлен уравнением LD = kY - hr,

       где k = 0.2 и h = 5. Если уровень дохода увеличится на 100.000, то, как изменится положение кривой спроса на деньги?

5. В коммерческий банк обратился директор предприятия с просьбой о кредите в размере 100 тыс. руб. Половину этих средств директор просит выдать в кредит в наличной форме, а остальные - перевести на расчетный счет предприятия в этом банке. Средства для выдачи этой ссуды банку придется взять из своих избыточных резервов. Норма обязательного резервирования вкладов составляет 10%, и выданные в кредит наличные деньги вероятнее всего больше не вернутся в банковскую систему. Если просьба директора будет удовлетворена, как изменится предложение денег?

 

Рекомендуемая учебная литература:

 

1. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. – М,: Издательство «Дело и Сервис», 2010, Гл. 4

2. Макроэкономика. Учебник. – под ред. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2004. Гл. 5

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.,1997. Гл. 11

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: