Методические указания по выполнению практической работы №8

 

      Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе - законе о бюджете, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития республики. За годы реализации Программы «Развитие Удмуртии» принятые законом о бюджете обязательства исполнялись в полном объеме. Стало нормой формирование реального бюджета, на основе четко определенных приоритетов расходования бюджетных средств. Принимается закон о бюджете до начала финансового года.

        Региональный бюджет можно представить в виде двух направлений потоков: доходов и расходов (рис.2).

 

 

РАСХОДЫ ДОХОДЫ

Текущие расходы

Налоговые доходы
Регулирующие доходы
Собственные доходы

Капитальные расходы, в том числе бюджет развития

Неналоговые доходы
Трансферты из федерального бюджета
Трансферты местным бюджетам Дефицит бюджета

 

Рис. 2 –   Балансовая модель бюджета региона

 

        Для анализа бюджета региона могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной части бюджета и относительные показатели – бюджетные коэффициенты.

        Бюджетный потенциал региона можно определить как сумму условно-собственных доходов бюджета и доходов из федерального бюджета, поступающих в порядке распределения субъектам РФ.

        Анализ данных консолидированного бюджета Удмуртской Республики, данные о структуре доходов и расходов консолидированного бюджета УР за 2001-2004 гг. приведены в табл. 14.

 

Таблица 14- Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики, тыс. руб.

 

Наименование

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г. оценка

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 10 467 272 10 980 355 11 680 072 12 999 323
в том числе:        
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 3 273 748 2 738 928 2 434 830 3 061 664
Налог на доходы физических лиц 2 146 248 2 995 493 3 713 978 4 877 464
Акцизы 407 849 419 099 933 742 1 448 070
Налог с продаж 295 931 745 914 668 541 75 342
Налоги на совокупный доход 66 644 78 636 122 927 401 198
Налоги на имущество 777 104 1 188 977 1 315 225 1 250 641
Платежи за пользование природными ресурсами 1 929 923 1 511 357 1 882 034 1 487 615
в том числе:        
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья   1 029 032 1 254 116 976 861
Прочие налоги и сборы 1 569 825 1 301 951 471 123 310 631
2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 339 031 411 246 562 957 676 612
3. ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 10 806 303 11 391 601 12 243 029 13 675 935
4.  ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ по отдельным соглашениям с предприятиями 907 434 530 567 1 130 252 301 566
5. ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 11 713 737 11 922 168 13 373 281 13 977 501
6. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ из федерального бюджета 1 430 445 2 018 733 1 957 372 1 345 599
7. ВСЕГО ДОХОДОВ 13 154 775 13 942 662 15 330 653 15 323 100

 

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, определяемых ст.47 и ст. 48 Бюджетного кодекса РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Для анализа устойчивости бюджета региона необходимо выделять регулирующие и собственные налоговые доходы консолидированного бюджета УР. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе, но не менее чем на три года. Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы – законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

Распределение налоговых доходов на регулирующие и собственные в Удмуртской Республике за 2001-2004 гг. приведены в табл. 15.

 

Таблица 15 - Распределение налоговых доходов на регулирующие и собственные в Удмуртской Республике за 2001-2004 гг.

Наименование

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций Регул. Регул. Регул. Регул.
Налог на доходы физических лиц Регул. Регул. Регул. Регул.
Акцизы Регул. Регул. Регул. Регул.
Налог с продаж Собств. Собств. Собств. -
Налоги на совокупный доход Собств. Собств. Собств. Собств.
Налоги на имущество Собств. Собств. Собств. Собств.
Платежи за пользование природными ресурсами Регул. Регул. Регул. Регул.
в том числе:        
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - Регул. Регул. Регул.
Земельный налог Собств. Собств. Собств. Собств.
Прочие налоги и сборы Регул. Регул. Регул. Регул.

 

Используя вышеприведенные данные, можно произвести расчет регулирующих и собственных доходов.

 

Таблица 16- Структура налоговых доходов консолидированного бюджета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: