Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе - законе о бюджете, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития республики. За годы реализации Программы «Развитие Удмуртии» принятые законом о бюджете обязательства исполнялись в полном объеме. Стало нормой формирование реального бюджета, на основе четко определенных приоритетов расходования бюджетных средств. Принимается закон о бюджете до начала финансового года.
Региональный бюджет можно представить в виде двух направлений потоков: доходов и расходов (рис.2).
РАСХОДЫ | ДОХОДЫ |
Текущие расходы | Налоговые доходы |
Регулирующие доходы | |
Собственные доходы | |
Капитальные расходы, в том числе бюджет развития | Неналоговые доходы |
Трансферты из федерального бюджета | |
Трансферты местным бюджетам | Дефицит бюджета |
Рис. 2 – Балансовая модель бюджета региона
Для анализа бюджета региона могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной части бюджета и относительные показатели – бюджетные коэффициенты.
|
|
Бюджетный потенциал региона можно определить как сумму условно-собственных доходов бюджета и доходов из федерального бюджета, поступающих в порядке распределения субъектам РФ.
Анализ данных консолидированного бюджета Удмуртской Республики, данные о структуре доходов и расходов консолидированного бюджета УР за 2001-2004 гг. приведены в табл. 14.
Таблица 14- Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики, тыс. руб.
Наименование | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка | |
1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 10 467 272 | 10 980 355 | 11 680 072 | 12 999 323 | |
в том числе: | |||||
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 3 273 748 | 2 738 928 | 2 434 830 | 3 061 664 | |
Налог на доходы физических лиц | 2 146 248 | 2 995 493 | 3 713 978 | 4 877 464 | |
Акцизы | 407 849 | 419 099 | 933 742 | 1 448 070 | |
Налог с продаж | 295 931 | 745 914 | 668 541 | 75 342 | |
Налоги на совокупный доход | 66 644 | 78 636 | 122 927 | 401 198 | |
Налоги на имущество | 777 104 | 1 188 977 | 1 315 225 | 1 250 641 | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1 929 923 | 1 511 357 | 1 882 034 | 1 487 615 | |
в том числе: | |||||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 1 029 032 | 1 254 116 | 976 861 | ||
Прочие налоги и сборы | 1 569 825 | 1 301 951 | 471 123 | 310 631 | |
2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 339 031 | 411 246 | 562 957 | 676 612 | |
3. ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ | 10 806 303 | 11 391 601 | 12 243 029 | 13 675 935 | |
4. ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ по отдельным соглашениям с предприятиями | 907 434 | 530 567 | 1 130 252 | 301 566 | |
5. ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ | 11 713 737 | 11 922 168 | 13 373 281 | 13 977 501 | |
6. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ из федерального бюджета | 1 430 445 | 2 018 733 | 1 957 372 | 1 345 599 | |
7. ВСЕГО ДОХОДОВ | 13 154 775 | 13 942 662 | 15 330 653 | 15 323 100 |
|
|
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, определяемых ст.47 и ст. 48 Бюджетного кодекса РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Для анализа устойчивости бюджета региона необходимо выделять регулирующие и собственные налоговые доходы консолидированного бюджета УР. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе, но не менее чем на три года. Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы – законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Распределение налоговых доходов на регулирующие и собственные в Удмуртской Республике за 2001-2004 гг. приведены в табл. 15.
Таблица 15 - Распределение налоговых доходов на регулирующие и собственные в Удмуртской Республике за 2001-2004 гг.
Наименование | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | Регул. | Регул. | Регул. | Регул. | |
Налог на доходы физических лиц | Регул. | Регул. | Регул. | Регул. | |
Акцизы | Регул. | Регул. | Регул. | Регул. | |
Налог с продаж | Собств. | Собств. | Собств. | - | |
Налоги на совокупный доход | Собств. | Собств. | Собств. | Собств. | |
Налоги на имущество | Собств. | Собств. | Собств. | Собств. | |
Платежи за пользование природными ресурсами | Регул. | Регул. | Регул. | Регул. | |
в том числе: | |||||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | - | Регул. | Регул. | Регул. | |
Земельный налог | Собств. | Собств. | Собств. | Собств. | |
Прочие налоги и сборы | Регул. | Регул. | Регул. | Регул. |
Используя вышеприведенные данные, можно произвести расчет регулирующих и собственных доходов.
Таблица 16- Структура налоговых доходов консолидированного бюджета