ВВЕДЕНИЕ
Напряженная эпидемическая обстановка по опасным инфекционным заболеваниям в ряде стран мира в условиях все более расширяющихся межгосударственных контактов создает реальную угрозу заноса их на территорию РФ, в том числе в войска (на флот). Не исключена также возможность появления этих заболеваний среди личного состава, находящегося в зонах природных очагов или эпидемически неблагополучных районах на территории РФ, а также на сопредельных территориях. Актуальной является проблема биологического терроризма и появления новых инфекционных болезней (синдромов неясной этиологии).
Все это требует целенаправленной работы медицинской службы в воинских частях (на кораблях) и в лечебных учреждениях по предупреждению заноса и распространения опасных инфекций, постоянной готовности к своевременному и квалифицированному проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ОПАСНЫМИ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ
|
|
1.1. Мероприятия, направленные на предупреждение заноса в войска (на флоты) опасных инфекционных заболеваний, регламентируются комплексными планами противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории. Планы разрабатываются командованием и медицинской службой военного округа, флота (флотилии), объединения, базы при участии санитарно-эпидемиологических учреждений, согласовываются с заинтересованными ведомствами и службами, местной администрацией, подлежат регулярной корректировке в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемической обстановкой на местах.
В их основу должны быть положены требования настоящих Указаний, Санитарно-эпидемиологические правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (СП 3.4.1328-03), а также Методических указаний МЗ РФ МУ 3.4.1028-01-2001 и МУ 3.4.1030-01-2001.
Настоящие Указания распространяются на холеру, чуму, желтую лихорадку, геморрагические лихорадки Хунин (Аргентинская лихорадка), Мачупо (Боливийская лихорадка), Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбург, Эбола, малярию (P. falciparum, P.vivax, P. malaria, P. ovale) в соответствии с Перечнем инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (Приложение к приказу МЗ РФ от 02.07.1999 г. № 263) [1].
Комплексный план предусматривает перечень мероприятий с указанием срока исполнения, ответственных за их выполнение лиц по следующим разделам:
- организационные мероприятия;
- специальная подготовка медицинского состава;
- профилактические мероприятия;
|
|
- противоэпидемические (оперативные) мероприятия при выявлении больного (подозрительного) опасной инфекционной болезнью или синдромом неясной этиологии.
Комплексным планом регламентируются:
- порядок информации вышестоящего командования о выявленном больном опасной инфекцией или подозрении на нее;
- определение стационара для госпитализации больных (подозрительных) на опасную инфекцию и порядок их транспортирования;
- определение лабораторной базы для проведения диагностических исследований;
- выделение и подготовка персонала для работы в очаге, а также определение состава группы специалистов-консультантов;
- определение и обеспечение запаса лечебных, профилактических, диагностических, дезинфицирующих средств и защитной одежды;
- выделение, освобождение и перепрофилирование помещений для целевой и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае наложения карантина;
- определение помещения для морга;
- обеспечение транспортом;
- выделение помещений под общежитие для персонала:
- обеспечение питанием больных и контактировавших с больными;
- материальное обеспечение всех мероприятий по локализации и ликвидации очага;
- проведение профилактических прививок и медицинского наблюдения за личным составом;
- руководство работой в очагах (медицинский штаб);
- санитарно-просветительная работа среди личного состава.
1.2. В каждой воинской части (учреждении) разрабатывается и утверждается командиром (начальником) План мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации очагов опасных инфекционных заболеваний в воинской части (гарнизоне), составленный с учетом комплексного плана округа (флота) и согласованный с местными органами здравоохранения (Приложение 1).
1.3. При возникновении случая (случаев) заболевания опасной инфекцией в воинской части (соединении, учреждении) приказом командующего войсками округа (флота) может устанавливаться карантин, включающий комплекс режимных и противоэпидемических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию заболеваний в нем.
1.4. Общее руководство мероприятиями в очаге осуществляет Санитарно - противоэпидемическая комиссия (СПК), которая создается приказами командиров отдельных воинских частей (кораблей) при возникновении чрезвычайной эпидемической обстановки (чрезвычайное санитарно-эпидемическое состояние части).
1.5. СПК решает следующие вопросы:
- представление командованию обоснования для введения карантина;
- назначение начальника очага и начальника медицинского штаба;
- утверждение плана ликвидации вспышки и контроль за его выполнением;
- оказание всемерной административной и практической помощи в осуществлении мероприятий, предусмотренных планом (мобилизации сил и средств, периодическое заслушивание на своих заседаниях лиц, ответственных за выполнение мероприятий по борьбе со вспышкой);
- завершение противоэпидемических мероприятий и подготовка предложений о снятии карантина.
1.6. Всей работой по ликвидации очага опасной инфекции непосредственно руководит начальник очага, который утверждается на заседании СПК. Начальником очага должен быть опытный специалист по опасным инфекциям. Тесное взаимодействие с местными гражданскими органами власти и здравоохранения является непременным условием эффективной работы по ликвидации возникшей вспышки заболеваний
1.7. При начальнике очага организуется медицинский штаб, руководителем которого решением СПК назначается, как правило, врач-организатор медицинской службы, хорошо знающий местные медицинские кадры, возможности учреждений медицинской службы. Задачей медицинского штаба кроме оперативного решения медицинских вопросов является подготовка предложений для рассмотрения на заседаниях СПК.
|
|
1.8. Для обеспечения правильной организации и осуществления противоэпидемических мероприятий должны быть созданы специализированные службы во главе с ответственными руководителями, которые входят в состав медицинского штаба.
Основными службами являются:
- лечебная (включает специализированные госпитали, изоляторы, провизорные госпитали, группу консультантов, клиническую лабораторию);
- противоэпидемическая (включает группы: эпидобследования; патологоанатомическую; обеззараживания очагов; контроля за выполнением противоэпидемического режима специализированными учреждениями, за правильностью взятия и доставки материала на исследование; учета и анализа работы);
- лабораторная (включает вирусологическую и бактериологическую лаборатории);
- профилактическая (включает группы: проведения экстренной профилактики и профилактических прививок, медицинского наблюдения за личным составом, зоопаразитологического обследования, по истреблению грызунов и эктопаразитов, санитарного просвещения, санитарного надзора за объектами питания и водоснабжения, ветеринарного надзора, обсерваторы);
- карантинная (включает группы контроля за соблюдением требований противоэпидемического режима; охраны объектов специального назначения; подразделения постов оцепления; контрольно-пропускные пункты);
- административно-хозяйственная (включает группы: обеспечения лечебными и диагностическими средствами, хозяйственным и медицинским имуществом; транспорта и связи; обеспечения питанием и жильем; бухгалтерского учета).
1.9. Состав медицинского штаба и специализированных служб определяется конкретной обстановкой, масштабами вспышки, видом и формой заболевания и объемом работ, необходимых для ее ликвидации, и решается на заседании СПК по предложению начальника штаба.
1.10. Заседания медицинского штаба проводятся, как правило, ежедневно. На них подводятся итоги работы и намечаются дальнейшие действия. Заседания медицинского штаба протоколируются, в протоколах отражаются все обсуждаемые вопросы, принятые решения и распоряжения, данные отдельным членам или руководителям служб. Кроме того, ведется книга приказов, в которой учитываются все прибывающие медицинские и другие работники, их назначение на работу и убытие из очага. Работа штаба прекращается по решению СПК и только после снятия всех ограничительных мероприятий в очаге и проведения заключительной дезинфекции на объектах.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СТРОГОГО ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА ЧАСТИ (ОРГАНИЗАЦИИ), ОТДЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО БАТАЛЬОНА (РОТЫ) И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Одним из важных разделов работы по локализации очага опасной инфекции и ликвидации заболеваний в нем является перевод работы медицинского пункта части (организации), отдельного медицинского батальона (роты) и лечебно-профилактического учреждения[2] на строгий противоэпидемический режим (СПЭР). СПЭР предусматривает полую изоляцию медицинского пункта, лечебного учреждения, предупреждение выноса инфекции за их пределы, а также защиту от заражения медицинского персонала и лиц, находящихся в них.
2.2. Основными элементами строгого противоэпидемического режима являются:
перестройка работы медицинского пункта, лечебного учреждения и перераспределение функциональных обязанностей личного состава, материальных средств с учетом проведения необходимых противоэпидемических мероприятий в очаге;
организация вооруженной охраны медицинского пункта, лечебного учреждения;
запрещение входа и выхода из них всем лицам, кроме медицинского персонала, привлекаемого для проведения мероприятий в очаге, прекращение всякого передвижения больных;
изоляция больного (подозрительного) опасной инфекцией (в дальнейшем – больного) на месте его выявления по эвакуации;
временная изоляция лиц, находившихся на амбулаторном приеме в медицинском пункте части (поликлинике), в приемном или любом лечебном отделении госпиталя, а также лиц, сопровождавших больного, в одном из свободных помещений;
использоваание медицинским персоналом защитной одежды соответствующего типа при работе в очаге (Приложение 3);
проведение экстренной профилактики медицинскому персоналу и всем лицам, бывшим в контакте с больным;
соблюдение особых мер предосторожности при заборе материала от больного и его транспортировании в лабораторию, исключающих распространение инфекции и заражение медицинского персонала;
принятие необходимых мер по предупреждению загрязнения поверхностей и предметов оборудования медицинского пункта, лечебного учреждения выделениями больного, проведение текущей и заключительной дезинфекции;
прекращение выписки из медицинского пункта, лечебного учреждения.
2.3. Выявление больного наиболее вероятно в медицинском пункте (поликлинике) во время амбулаторного приема, в лазарете или в лечебном учреждении (в приемном отделении, а также в одном из лечебных отделений).
2.4. Врач (фельдшер) при выявлении больного, не выходя из кабинета (палаты), докладывает начальнику медицинской службы части (начальнику лечебного учреждения) о случившемся по телефону или через нарочного и в соответствии с ранее разработанным планом немедленно приступает к переводу медицинского пункта (лечебного учреждения) на работу в условиях строгого противоэпидемического режима.
3. ПЕРЕВОД МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА ЧАСТИ (ПОЛИКЛИНИКИ) НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ СПЭР ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БОЛЬНОГО