Организационные основы профилактики и борьбы с опасными инфекционными заболеваниями в Российской армии и военно-морском флоте

ВВЕДЕНИЕ

Напряженная эпидемическая обстановка по опасным инфекционным заболеваниям в ряде стран мира в условиях все более расширяющихся межгосударственных контактов создает реальную угрозу заноса их на территорию РФ, в том числе в войска (на флот). Не исключена также возможность появления этих заболеваний среди личного состава, находящегося в зонах природных очагов или эпидемически неблагополучных районах на территории РФ, а также на сопредельных территориях. Актуальной является проблема биологического терроризма и появления новых инфекционных болезней (синдромов неясной этиологии).

Все это требует целенаправленной работы медицинской службы в воинских частях (на кораблях) и в лечебных учреждениях по предупреждению заноса и распространения опасных инфекций, постоянной готовности к своевременному и квалифицированному проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ОПАСНЫМИ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

1.1. Мероприятия, направленные на предупреждение заноса в войска (на флоты) опасных инфекционных заболеваний, регламентируются комплексными планами противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории. Планы разрабатываются командованием и медицинской службой военного округа, флота (флотилии), объединения, базы при участии санитарно-эпидемиологических учреждений, согласовываются с заинтересованными ведомствами и службами, местной администрацией, подлежат регулярной корректировке в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемической обстановкой на местах.

В их основу должны быть положены требования настоящих Указаний, Санитарно-эпидемиологические правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (СП 3.4.1328-03), а также Методических указаний МЗ РФ МУ 3.4.1028-01-2001 и МУ 3.4.1030-01-2001.

Настоящие Указания распространяются на холеру, чуму, желтую лихорадку, геморрагические лихорадки Хунин (Аргентинская лихорадка), Мачупо (Боливийская лихорадка), Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбург, Эбола, малярию (P. falciparum, P.vivax, P. malaria, P. ovale) в соответствии с Перечнем инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (Приложение к приказу МЗ РФ от 02.07.1999 г. № 263) [1].

Комплексный план предусматривает перечень мероприятий с указанием срока исполнения, ответственных за их выполнение лиц по следующим разделам:

- организационные мероприятия;

- специальная подготовка медицинского состава;

- профилактические мероприятия;

- противоэпидемические (оперативные) мероприятия при выявлении больного (подозрительного) опасной инфекционной болезнью или синдромом неясной этиологии.

Комплексным планом регламентируются:

- порядок информации вышестоящего командования о выявленном больном опасной инфекцией или подозрении на нее;

- определение стационара для госпитализации больных (подозрительных) на опасную инфекцию и порядок их транспортирования;

- определение лабораторной базы для проведения диагностических исследований;

- выделение и подготовка персонала для работы в очаге, а также определение состава группы специалистов-консультантов;

- определение и обеспечение запаса лечебных, профилак­тических, диагностических, дезинфицирующих средств и защитной одежды;

- выделение, освобождение и перепрофилирование поме­щений для целевой и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае наложения карантина;

- определение помещения для морга;

- обеспечение транспортом;

- выделение помещений под общежитие для персонала:

- обеспечение питанием больных и контактировавших с больными;

- материальное обеспечение всех мероприятий по локализации и ликвидации очага;

- проведение профилактических прививок и медицинского наблюдения за личным составом;

- руководство работой в очагах (медицинский штаб);

- санитарно-просветительная работа среди личного состава.

 

1.2. В каждой воинской части (учреждении) разрабатывается и утверждается командиром (начальником) План мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации очагов опасных инфекционных заболеваний в воинской части (гарнизоне), составленный с учетом комплексного плана округа (флота) и согласованный с местными органами здравоохранения (Приложение 1).

 

1.3. При возникновении случая (случаев) заболевания опасной инфекцией в воинской части (соединении, учреждении) приказом командующего войсками округа (флота) может устанавливаться карантин, включающий комплекс режимных и противоэпидемических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию заболеваний в нем.

 

1.4. Общее руководство мероприятиями в очаге осуществляет Санитарно - противоэпидемическая комиссия (СПК), которая создается приказами командиров отдельных воинских частей (кораблей) при возникновении чрезвычайной эпидемической обстановки (чрезвычайное санитарно-эпидемическое состояние части).

 

1.5. СПК решает следующие вопросы:

- представление командованию обоснования для введения карантина;

- назначение начальника очага и начальника медицинского штаба;

- утверждение плана ликвидации вспышки и контроль за его выполнением;

- оказание всемерной административной и практической помощи в осуществлении мероприятий, предусмотренных планом (мобилизации сил и средств, периодическое заслушивание на своих заседаниях лиц, ответственных за выполнение мероприятий по борьбе со вспышкой);

- завершение противоэпидемических мероприятий и подготовка предложений о снятии карантина.

 

1.6. Всей работой по ликвидации очага опасной инфекции непосредственно руководит начальник очага, который утверждается на заседании СПК. Начальником очага должен быть опытный специалист по опасным инфекциям. Тесное взаимодействие с местными гражданскими органами власти и здравоохранения является непременным условием эффективной работы по ликвидации возникшей вспышки заболеваний

 

1.7. При начальнике очага организуется медицинский штаб, руководителем которого решением СПК назначается, как правило, врач-организатор медицинской службы, хорошо знающий местные медицинские кадры, возможности учреждений медицинской службы. Задачей медицинского штаба кроме оперативного решения медицинских вопросов является подготовка предложений для рассмотрения на заседаниях СПК.

 

1.8. Для обеспечения правильной организации и осуществления противоэпидемических мероприятий должны быть созданы специализированные службы во главе с ответственными руководителями, которые входят в состав медицинского штаба.

Основными службами являются:

- лечебная (включает специализированные госпитали, изоляторы, провизорные госпитали, группу консультантов, клиническую лабораторию);

- противоэпидемическая (включает группы: эпидобследования; патологоанатомическую; обеззараживания очагов; контроля за выполнением противоэпидемического режима специализированными учреждениями, за правильностью взятия и доставки материала на исследование; учета и анализа работы);

- лабораторная (включает вирусологическую и бактериологическую лаборатории);

- профилактическая (включает группы: проведения экстренной профилактики и профилактических прививок, медицинского наблюдения за личным составом, зоопаразитологического обследования, по истреблению грызунов и экто­паразитов, санитарного просвещения, санитарного надзора за объектами питания и водоснабжения, ветеринарного надзора, обсерваторы);

- карантинная (включает группы контроля за соблюдением требований противоэпидемического режима; охраны объектов специального назначения; подразделения постов оцепления; контрольно-пропускные пункты);

- административно-хозяйственная (включает группы: обеспечения лечебными и диагностическими средствами, хозяйственным и медицинским имуществом; транспорта и связи; обеспечения питанием и жильем; бухгалтерского учета).

 

1.9. Состав медицинского штаба и специализированных служб определяется конкретной обстановкой, масштабами вспышки, видом и формой заболевания и объемом работ, необходимых для ее ликвидации, и решается на заседании СПК по предложению начальника штаба.

 

1.10. Заседания медицинского штаба проводятся, как правило, ежедневно. На них подводятся итоги работы и намечаются дальнейшие действия. Заседания медицинского штаба протоколируются, в протоколах отражаются все обсуждаемые вопросы, принятые решения и распоряжения, данные отдельным членам или руководителям служб. Кроме того, ведется книга приказов, в которой учитываются все прибывающие медицинские и другие работники, их назначение на работу и убытие из очага. Работа штаба прекращается по решению СПК и только после снятия всех ограничительных мероприятий в очаге и проведения заключительной дезинфекции на объектах.



СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СТРОГОГО ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА ЧАСТИ (ОРГАНИЗАЦИИ), ОТДЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО БАТАЛЬОНА (РОТЫ) И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Одним из важных разделов работы по локализации очага опасной инфекции и ликвидации заболеваний в нем является перевод работы медицинского пункта части (организации), отдельного медицинского батальона (роты) и лечебно-профилактического учреждения[2] на строгий противоэпидемический режим (СПЭР). СПЭР предусматривает полую изоляцию медицинского пункта, лечебного учреждения, предупреждение выноса инфекции за их пределы, а также защиту от заражения медицинского персонала и лиц, находящихся в них.

 

2.2. Основными элементами строгого противоэпидемического режима являются:

перестройка работы медицинского пункта, лечебного учреждения и перераспределение функциональных обязанностей личного состава, материальных средств с учетом проведения необходимых противоэпидемических мероприятий в очаге;

организация вооруженной охраны медицинского пункта, лечебного учреждения;

запрещение входа и выхода из них всем лицам, кроме медицинского персонала, привлекаемого для проведения мероприятий в очаге, прекращение всякого передвижения больных;

изоляция больного (подозрительного) опасной инфекцией (в дальнейшем – больного) на месте его выявления по эвакуации;

временная изоляция лиц, находившихся на амбулаторном приеме в медицинском пункте части (поликлинике),  в приемном или любом лечебном отделении госпиталя, а также лиц, сопровождавших больного, в одном из свободных помещений;

использоваание медицинским персоналом защитной одежды соответствующего типа при работе в очаге (Приложение 3);

проведение экстренной профилактики медицинскому персоналу и всем лицам, бывшим в контакте с больным;

соблюдение особых мер предосторожности при заборе материала от больного и его транспортировании в лабораторию, исключающих распространение инфекции и заражение медицинского персонала;

принятие необходимых мер по предупреждению загрязнения поверхностей и предметов оборудования медицинского пункта, лечебного учреждения выделениями больного, проведение текущей и заключительной дезинфекции;

прекращение выписки из медицинского пункта, лечебного учреждения.

 

2.3. Выявление больного наиболее вероятно в медицинском пункте (поликлинике) во время амбулаторного приема, в лазарете или в лечебном уч­реждении (в приемном отделении, а также в одном из лечебных отделений).

 

2.4. Врач (фельдшер) при выявлении больного, не выходя из кабинета (палаты), докладывает начальнику медицинской службы части (начальнику лечебного учреждения) о случившемся по телефону или через нарочного и в соответствии с ранее разработанным планом немедленно приступает к переводу медицинского пункта (лечебного учреждения) на работу в условиях строгого противоэпидемического режима.

 

3. ПЕРЕВОД МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА ЧАСТИ (ПОЛИКЛИНИКИ) НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ СПЭР ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БОЛЬНОГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: