Конструкция и параметры плоских универсальных поддонов определяются ГОСТ 9078-84 «Поддоны плоские. Общие технические условия».
Таблица 2.1. Параметры плоских универсальных поддонов.
Тип поддона | Основные размеры, мм | Масса брутто, т | Область применения |
П2 – однонастильный двухзаходный |
800 ×1200 1000 × 1200 | 1,0 | Поддоны размерами 800 ×1200 мм для обращения на всех видах транспорта и для внешнеторговых перевозок; размерами 1000 × 1200 мм для обращения преимущественно на автомобильном транспорте.
|
П4 – однонастильный четырехзаходный | 1,0 | ||
2П4 – двухнастильный четырехзаходный | 1,0 | ||
2ПО4 – двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле | 1,0 | ||
2ПВ2 – двухнастильный двухзаходный с выступами | 1200 × 1800 | 2,0; 3,2 | Для внешнеторговых перевозок водным транспортом. |
2ПВО2 – двухнастильный двухзаходный с выступами и окнами в нижнем настиле | 1200 × 1600 | 2,0; 3,2 | Для обращения преимущественно на водном транспорте и для внешнеторговых перевозок. |
|
|
Транспортные пакеты, как правило, формируются на складах отправителей грузов специальными пакетоформирующими машинами и установками. В каждый пакет укладывается только однородный груз в одинаковой упаковке и в адрес одного получателя. Укладка груза в поддоне должна обеспечивать: равномерное распределение нагрузки на основание поддона при рациональном использовании его полезного объема; устойчивость груза при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах; максимальное использование грузоподъемности; возможность объединения пакетов в блок-пакеты; сохранность при складировании и транспортировании; устойчивость штабеля.
Как правило, поддоны с пакетированным грузом устанавливают на платформу автомобиля в один ярус. В этом случае грузоподъемность автомобилей используется полностью при условии, если масса каждого пакета составляет не менее 600 – 700 кг, если же пакеты сформированы из груза с малой объёмной массой, их можно устанавливать в два яруса, если при этом не нарушаются установленные габаритные ограничения по высоте.
Габаритные размеры сформированного пакета (мм) определяются исходя из размеров груза на поддоне: в случае нависания груза за пределы поддона по длине и ширине – принимаются размеры с учетом нависания; если габариты по занимаемой площади размещенного груза меньше, чем площадь поддона или равны ему, то в дальнейших расчетах за габариты пакета принимаются габариты плоского поддона.
Полная высота пакета определяется:
Н пакет = h под + h гр, мм
где h под – высота плоского поддона, обычно принимается от 120 до 150мм;
h гр – высота груза на поддоне, которая находится умножением количества ярусов груза (мешков, ящиков и т.д.) на высоту груза (мешка, ящика и т.д.)
|
|
При размещении пакетов в подвижном составе необходимо соблюдать следующие правила:
а) суммарная масса всех пакетов на транспортном средстве не должна
превышать его номинальной грузоподъёмности;
б) зазоры между пакетами и между пакетами и бортами - не менее 35мм;
в) габаритная высота автомобиля с грузом не должна превышать 4м;
г) при размещении пакетов в фургонах, тентовых автомобилях разница
между внутренней высотой тента или фургона и общей высотой пакетов должна быть не менее 100мм.
Задание
Сформировать пакет с грузом на поддоне, определить массу брутто сформированного пакета и его габариты и разместить пакеты в кузове транспортного средства.
Указания к выполнению работы
1. По заданному варианту определить параметры поддона (табл.2.1.)
2. Сформировать пакет с грузом на поддоне, определить массу и габариты сформированного пакета и рассчитать коэффициент использования грузоподъемности поддона по формуле
γ под = qф / qн,
где qф - масса груза с тарой, размещаемая на плоском поддоне, т; qн – номинальная грузоподъемность поддона, определяемая как разница между номинальной массой брутто поддона и собственным весом поддона.
3. По справочнику НИИАТ определить параметры заданного автомобиля (грузоподъемность, внутренние размеры кузова).
4. Разместить пакеты в кузове транспортного средства, рассчитать коэффициент использования грузоподъемности автомобиля по формуле
γ авт = N × Q бр под / qн авт,
где N – количество пакетов, размещаемых в кузове автомобиля; Q бр под – фактическая масса брутто поддона (масса пакета, сформированного на плоском поддоне), т; qн авт – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
5. К работе необходимо приложить рисунки, выполненные на миллиметровой бумаге: а) общий вид поддона с указанием размеров; б) схема расположения груза на плоском поддоне: вид сверху, вид сбоку; в) схема расположения пакетов в кузове транспортного средства: вид сверху, вид сбоку.
Лабораторная работа № 3.
Размещение пакетов в универсальных контейнерах, выбор типа подвижного состава, определение коэффициента использования грузоподъемности контейнера и автомобиля.
Контейнер является элементом транспортного оборудования с внутренним объемом, как правило, свыше 1 м куб. приспособленным для механизированной погрузки, перевозки и выгрузки грузов.
В соответствии с ГОСТ 18477-73 типоразмеры универсальных контейнеров представлены в таблицах 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1. Характеристики контейнеров ISO серии 1
Типо- размер | Масса брутто, т | Габаритные размеры, мм | Внутренние размеры, мм | ||||
Длина | Ширина | Высота | Длина | Ширина | Высота | ||
1А | 30,48 | 12192 | 2438 | 2438 | 11998 | 2330 | 2197 |
1 АА | 30,48 | 12192 | 2438 | 2591 | 11998 | 2330 | 2350 |
1ААА | 30,48 | 12192 | 2438 | 2896 | 11998 | 2330 | 2350 |
1В | 25,4 | 9125 | 2438 | 2438 | 8931 | 2330 | 2197 |
1ВВ | 25,4 | 9125 | 2438 | 2591 | 8931 | 2330 | 2350 |
1ВВВ | 25,4 | 9125 | 2438 | 2896 | 8931 | 2330 | 2566 |
1С | 20,32 | 6058 | 2438 | 2438 | 5867 | 2330 | 2350 |
1СС | 20,32 | 6058 | 2438 | До 2438 | 5867 | 2330 | 2350 |
1D | 10,16 | 2991 | 2438 | 2438 | 2802 | 2330 | 2197 |
Таблица 3.2. Параметры контейнеров УУК и АУК
Типо- размеры | Номиналь-ная масса брутто, т | Собствен- ная масса контейн., т | Габаритные размеры, мм
| Внутренние размеры, мм | ||||
Длина | Ширина | Высота | Длина | Ширина | Высота | |||
УУК-30 | 30,48 | 3,6 | 12192 | 2438 | 2438 | 11908 | 2299 | 2197 |
УУК-20 | 20,32 | 2,1 | 6058 | 2438 | 2438 | 5867 | 2299 | 2197 |
УУК-10 | 10,16 | 1,2 | 2991 | 2438 | 2438 | 2802 | 2299 | 2197 |
УУК-5 (6) | 5,0 (6) | 0,95 | 2650 | 2100 | 2400 | 2515 | 1950 | 2128 |
УУК-5У | 5,0 | 0,75 | 1325 | 2100 | 2400 | 1216 | 1980 | 2128 |
УУК-2,5 (3) | 2,5 (3) | 0,5 | 1325 | 2100 | 2400 | 1225 | 1980 | 2128 |
АУК-1,25 | 1,25 | 0,36 | 1800 | 1050 | 2000 | 1720 | 960 | 1820 |
АУК-0,625 | 0,625 | 0,26 | 1150 | 1050 | 1700 | 1070 | 910 | 1520 |
Задание
Выбрать оптимальный контейнер для размещения пакетов с грузом из работы № 2, подобрать АТС для перевозки контейнера.
|
|
Указания к выполнению работы
1. Для выбора контейнера использовать таблицы 3.1 или 3.2.
2. Сформированные пакеты разместить в контейнере, при этом определить массу брутто контейнера и коэффициент использования грузоподъемности контейнера, который рассчитывается по формуле
γ кон = N × Q бр под / qн кон,
где qн кон – номинальная грузоподъемность контейнера, определяемая как разница между номинальной массой брутто контейнера, и собственным весом, т; N – количество пакетов, размещаемых в контейнере; Q бр под – фактическая масса пакета, т.
3. По справочнику НИИАТ определить параметры выбранного транспортного средства: грузоподъемность, внутренние размеры кузова; для перевозки крупнотоннажных контейнеров - транспортные средства (табл. 3.3).
4. Разместить контейнеры в кузове или на платформе транспортного средства, рассчитать коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:
γ авт = qбр кон / qн авт,
где qн авт – номинальная грузоподъемность автомобиля, т; qбр кон – фактический вес контейнера с грузом, т.
5. К работе необходимо приложить рисунки, выполненные на миллиметровой бумаге: а) схема расположения пакетов с грузом в контейнере: вид сверху, вид сбоку; б) схема расположения контейнеров в кузове или на платформе транспортного средства: вид сверху, вид сбоку.
Лабораторная работа № 4