Выберите один из курсов истории, а в нем предметную тему, на примере которой объясните, как ее содержание позволяет реализовать ценностно-целевые установки ГОС.
Требования к уровню подготовки выпускников
1) Конкретизируйте каждый из трех разделов Требований на содержании выбранной предметной темы: что учащиеся должны знать; что понимать; что уметь?
2) Подумайте, какие задания можно предложить учащимся для диагностики предъявляемых требований или подберите соответствующие задания в контрольно-измерительных материалах для ЕГЭ.
В процессе групповой работы и презентаций на доске или экране компьютера заполняйте обобщающую таблицу (таблица 2).
Таблица 2
Понятия \ ценности | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Синонимы понятий | |||||
Символы понятий | |||||
Научные определения | |||||
Предметная тема в Обязательном минимуме | |||||
Что учащиеся должны знать? | |||||
Что учащиеся должны понимать? | |||||
Что учащиеся должны уметь? | |||||
Диагностирующие задания |
|
|
► Какому из следующих определений стандартов, по вашему мнению, соответствуют результаты вашей работы:
· Стандарты – это «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» (В.С.Леднев)
· Образовательные стандарты – «воплощение ценностных требований» (Н.С.Розов)
· Стандарт – «система рамочных ограничений, определяющих поле широкого конструирования вариативного содержания образования» (В.В.Краевский)
· Стандарт – «инструмент сплачивания, духовной интеграции сложного полиэтничного социума в надэтническое целое, в общее согражданство – в полиэтническую нацию гражданского общества» (М.Н.Кузьмин)
6. Сравните ФК ГОС по истории основной и старшей школы (базовый уровень) \ ФК ГОС по истории базового и профильного уровня. Результаты своей работы оформите в таблице 3.
Таблица 3
Объекты сравнения | ФК ГОС для основной школы | ФК ГОС для старшей школы |
Цели изучения истории | ||
Обязательный минимум: - структура, разделы; - принципы отбора учебного содержания - способы формули-рования предметных тем; - аспекты исторического содержания | ||
Требования к уровню подготовки выпускников: - знать \ понимать - уметь - использовать знания и умения |
► Сделайте выводы о преемственности стандартов на разных ступенях исторического образования \ о сходстве и различиях в историческом образовании на базовом и профильном уровнях.
|
|
7. Пронумеруйте ниже перечисленные документы и учебно-методические материалы в соответствии с их местом в системе школьного исторического образования:
o образовательные программы
o ФЗ «Об образовании»
o поурочные конспекты
o методические рекомендации
o ФГОС по истории
o школьные учебники истории
► Подумайте, какие звенья этой цепочки относятся к нормативно-правовому полю, а какие – к методическому полю содержания образования?
8. Государственных стандартов исторического образования в большинстве стран Европы и Америки официально не существует, но есть нормативные документы, в которых формулируются основные подходы.
Познакомьтесь с документами, претендующими на роль государственных стандартов в США, Великобритании и Болгарии.
Какой круг вопросов, связанных с обучением истории, входит в их компетенцию?
Как эти документы, по вашему мнению, влияют на масштабы профессиональной свободы и творчества учителя?