Цели изучения истории

Закон РФ «Об образовании»

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

 

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию…

3. Федеральные государственные образовательные стандарты… должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты… включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты… являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

 

1. Проанализируйте оценочные значения понятия «стандарт» [1] и обсудите, к какому из них тяготеют государственные образовательные стандарты.

Стандарт

 


Образец, эталон, модель,                                Нечто шаблонное,

принимаемые за исходные                         трафаретное, не содержащее

для сопоставления с ними                          в себе ничего оригинального,

других подобных объектов                                     творческого

 

2. Определите, с какими факторами процесса обучения истории соотносятся структурные компоненты стандарта первого поколения, а какие факторы остались вне процесса стандартизации  (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты ГОС - 1 Факторы процесса обучения
Обязательный минимум                                        содержания образования основных образовательных программ Цели обучения
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся Содержание обучения
Уровень подготовки выпускников образовательных учреждений Познавательные возможности учащихся
Основные требования к обеспечению образовательного процесса Формы, способы (приемы и средства) преподавания и учения
  Результаты обучения

                                       

3. К какому виду стандартов тяготеет модель ФК ГОС по истории 2004 г.? Свой ответ объясните.

Стандарт «Входа» - стандарт, задающий преимущественную ориентацию субъектов образовательного процесса и других пользователей на структурно-содержательные параметры образовательного процесса, его стартовые условия, сроки освоения образовательных программ без достаточного оценочного сопровождения результатов образования.

Стандарт «Процесса» - стандарт, описывающий содержательные, организационные, технологические, временные характеристики образовательного процесса.

Стандарт «Выхода» - стандарт, акцентирующий реальные «приращения», которые обучающиеся получают в результате его реализации, а также диагностируемый характер этих «приращений», обусловленный существующей образовательно-оценочной культурой.

В.И.Байденко. Тезаурус образовательного стандарта \\

Стандарты в непрерывном образовании. –

М., 1999. – С.199 – 200.

 

4. Что изменилось в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов согласно п.4 ст.7 Закона «Об образовании» (с изменениями и дополнениями 2007 г.)? На определение каких факторов процесса обучения ориентированы стандарты второго поколения? К какой модели (по В.И.Байденко) они теперь тяготеют?

«Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ».

 

Разработчики новой структуры ФГОС считают, что «целесообразно ориентироваться на общедоступный уровень описания содержания компонентов стандарта, понимание которых не требует специальных профессиональных знаний… Тем самым целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании»[2].

Под этим углом зрения проанализируйте ФГОС по истории второго поколения. Какие положения стандартов, на ваш взгляд, вызовут к себе интерес российской общественности? Почему вы так думаете?

 

5. Проанализируйте основные части ФК ГОС по истории основной \ старшей школы[3] по следующему плану:

  


Цели изучения истории

1) Определите, какие установки соотносятся с образовательными, воспитательными и развивающими целями? Какие направления преобладают в целях школьного изучения истории?

2) В каждой установке выделите ключевые слова (новые, мало понятные, дискуссионные понятия \ ценности) и в тематических рабочих группах разработайте комплексы их определений:

  а) подберите синонимы;

  б) придумайте символ-изображение;

  в) выпишите определение из словаря или научной литературы \ самостоятельно сформулируйте классическое определение[4].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: