double arrow

Государственные образовательные требования

к учебному содержанию по истории в Болгарии [8]

Среднее образование в Болгарии из трехступенчатого в начале 200-х гг. стало двухступенчатым: основная ступень для детей от 7 до 14 лет и гимназическая – для 14 – 18-летних подростков.

Другое нововведение связано с объединением учебных предметов в культурно-образовательные области для более эффективной интеграции содержания близких дисциплин. История, - вместе с географией, экономикой, психологией, логикой, этикой, правом, философией и пропедевтическими предметами «Родной край» и «Человек и общество», - входит в культурно-образовательную область «Общественные науки, гражданское образование и религия».

Такая структуризация содержания обуславливает двухуровневый характер целей образования для каждого учебного предмета:

1) в Законе об образовании указаны общие цели, ориентированные на «создание условий для формирования ценностных ориентаций, чувства болгарской идентичности и сопричастности, уважения к другим, гражданской ответственности»[9] и

2) сопряженные с ними цели культурно-образовательных областей.

Общие для всей культурно-образовательной области «Общественные науки, гражданское образование и религия» целевые установки являются одновременно целями изучения истории, разделенными по ступеням обучения (основная и средняя), и детализированными в учебных программах.

Еще одно изменение касается названия интересующего нас предмета: в новом учебном плане он называется «История и цивилизации», акцентируя связь истории с гражданским образованием и отказ от доминирования политической истории в его содержании и остается самым объемным по времени учебным предметом в своей образовательной области.  

Показательно официальное название образовательных стандартов Болгарии - государственные образовательные требования [10]. Оно подчеркивает направленность стандартов на проектирование результатов общего образования, соответствующих принятым целям и обусловливающих содержание и процесс их реализации. С самого начала государственные образовательные стандарты разрабатывались с опорой на национальные традиции и опыт зарубежных стран, результаты образования болгарских школьников должны быть соизмеримы с европейскими и мировыми стандартами образования.

Структура стандартов универсальна, их основу составляет ядро учебного содержания, определяющее знания, умения и компетенции, конкретизированные целевыми установками учебных предметов. Ключевые для исторического образования цели воспитания национальной памяти и гражданской идентичности поставлены в прямую зависимость от уровня развития критического мышления школьников, умений сопоставлять различные точки зрения и самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, в том числе на основе информационно-компьютерных технологий. Отсюда характерные названия рубрик для ядра учебного содержания, повторяющиеся в стандартах основной и средней ступеней образования:

· Фундамент современного мира

· Национальное и мировое историческое и культурное наследие

· Человек в истории

· Исторические источники

В структурировании ядра содержания общего исторического образования нельзя не заметить гуманистически ценностной ориентации на уважение к национальному и культурному наследию, связь болгарской истории с мировой историей, принятие основных норм жизни болгарского общества и государства, самоопределение личности в многокультурном мире прошлого, настоящего и будущего. Таким способом обеспечивается интеграция исторического и гражданского образования болгарских школьников.

Другая особенность болгарских стандартов по истории – формулирование их основных положений языком компетентностей, деятельности и критериев оценки достижений учащихся на каждой ступени образования. В анализируемом документе мы не найдем традиционных для нас предметных дидактических единиц, обозначающих конкретные события, явления и процессы отечественной и всемирной истории. Пласты историко-граждановедческих знаний скорее только очерчены в формулировках ядра стандарта: эволюция государства, политических систем и прав граждан, развитие демократических традиций, трансформация повседневного образа жизни людей и культурных ценностей. В стандартах, таким образом, заданы шесть-семь приоритинтых целей и сквозных тем, содержание и способы изложения которых варьируются в учебных программах и авторских учебниках для школьников.

Внутри каждой рубрики ядра учебного содержания требования и критерии оценки учебных достижений определены на основе их ключевых идей: основы современного мира, роль человека в истории, общее и различное в национальном и мировом историко-культурном наследии, типы исторических источников и способы работы с ними, - а также с учетом специфики познавательной деятельности по каждому из этих направлений. Благодаря такому подходу болгарским педагогам удается предупредить крен в знаниевую парадигму и описательно-объяснительные методы обучения.

 В сопоставлении ядра стандартов по истории для основной и средней ступени образования и на двух уровнях обучения гимназистов очевидны акценты на последовательное развитие социально-личностных компетенций (ценностно-смысловая ориентация, гражданственность, социальное взаимодействие), общенаучных компетенций (познавательная деятельность, интеграция, профессиональное развитие, информационно-коммуникативные технологии) и специальных предметных компетенций (идентификация и атрибуция исторических фактов и источников, сравнительный анализ, объяснение и интерпретация, локализация фактов во времени и пространстве, критика источников, историческая оценка) (табл.1).

Таким образом, данные методологические основы проектирования государственных образовательных стандартов обеспечивают:

- сопряженность целей исторического образования с целями общего образования

- приоритет исторического образования в структуре общего образования

- описание сути целей исторического образования

- мобильность в подборе и структурировании конкретного учебного материала при относительной стабильности самих стандартов

- долгосрочное проектирование

- интеграцию учебных предметов, входящих в культурно-образовательную область «Общественные науки, гражданское образование и религия»

- вертикальную и горизонтальную преемственность в развитии умений и компетентностей школьников[11].

Ступень образования: основная

Ступень образования: средняя

Знания, умения, отношения  в конце 8 класса

Знания, умения, отношения

 в конце 12 класса

  Первый уровень Второй уровень
Фундамент современного мира: Школьник · описывает и объясняет возникновение государств, форм государственного управления и институтов; · устанавливает синхронность и асинхронность между событиями и личностями национальной и мировой истории; · описывает и объясняет хозяйственные, политические и духовные изменения в болгарском обществе по заданным показателям; · знает Конституцию как Основной закон Республики Болгарии и основные права и обязанности болгарских граждан; · делает разграничение между различными ветвями власти; · использует хронологические и пространственные ориентиры для объяснения исторических событий; · распознает содержание исторических понятий, с которыми работает Фундамент современного мира: · устанавливает и объясняет связь между политическими, хозяйственными, идеологическими и социальными переменами в обществе; · знает основные политические взгляды, идентифицирует политические модели управления, объясняет развитие политических институтов; · определяет и объясняет территориальные и общественные перемены в Болгарии; · объясняет значимые процессы эволюции современного мира и определяет место Болгарии в них; · выбирает и использует основные понятия при описании, сравнении и анализе исторических событий и процессов Фундамент современного мира: · использует познания в области истории, литературы, философии, искусства при анализе, обобщении и толковании событий национальной и мировой истории; · формулирует критерии для сравнения исторических явлений и процессов; · аргументирует роль Болгарии как фактора стабильности на Балканском полуострове; · прослеживает развитие идей, касающихся перемен в обществе
Национальное и мировое историческое и культурное наследие: · идентифицирует и описывает характерные памятники национальной и мировой культуры; · знает о возникновении основных религий и об их влиянии на человеческие цивилизации; · приводит примеры взаимного влияния различных культур; · определяет принадлежность к общности по языковым и религиозным особенностям Национальное и мировое историческое и культурное наследие: · устанавливает самобытность, преемственность и взаимные влияния между культурами и цивилизациями; ·  использует познания о национальных ценностях и традициях при анализе событий национальной истории; · знает памятники и традиции, принадлежащие разным культурам; · устанавливает синхронность и асинхронность, хронологические различия и региональные особенности в историческом и культурном развитии разных обществ; · дает оценку значению национального и европейского культурного наследия для развития мировой цивилизации Национальное и мировое историческое и культурное наследие: · использует знания об исторических и культурных традициях как ориентир для идентификации принадлежности к культурам и цивилизациям
Человек в истории · объясняет на конкретных примерах устойчивость и перемены в образе жизни и в ценностях в разные исторические периоды; · характеризует идеи об изменении мира и связывает их с определенными историческими личностями; · устанавливает взаимосвязь между природными условиями и общественной жизнью Человек в истории · описывает и сопоставляет эволюцию прав и свобод граждан в разных обществах; · определяет различия в образе жизни, религиозных верованиях ив понимании ценностей в разных обществах; · различает и оценивает идеи и действия личности в истории; · определяет и объясняет глобальные проблемы человечества и роль человека в их решении; · устанавливает зависимость между развитием техники, экономики, социальных идей и повседневной жизнью человека; · оценивает значение использования научных и технических открытий для динамичного прогресса отдельных обществ Человек в истории · анализирует и оценивает участие личности в исторических процессах на разных этапах; · объясняет роль языка, религии и традиций в социальном развитии
Исторические источники · различает типы исторических источников; · извлекает информацию из текстов, карт, изображений, схем, диаграмм; · отличает факты от аргументов и оценок; · сопоставляет данные из различных исторических источников и обнаруживает противоречия или совпадения при описании одних и тех же событий; · составляет короткие письменные тексты при помощи соответствующих вопросов; · формулирует собственные вопросы по историческим проблемам и аргументирует ответы; · ориентируется в возможностях поиска и получения информации с помощью Интернета Исторические источники · извлекает и интерпретирует информацию из разных источников; · ищет, выбирает и обрабатывает информацию при помощи средств и ресурсов Интернета; · делает заключения на основе сопоставления информации из разных исторических источников; · различает факты, аргументы, идеи, средства при разрешении противоречий; · проявляет критическое отношение при анализе информации из разных источников; · самостоятельно составляет письменные тексты (описание, размышление. Анализ документа) при помощи соответствующих вопросов Исторические источники · использует основные техники для самостоятельного сбора, представления, аргументации и анализа данных; · обнаруживает противоречия и формулирует решения проблемы; · работает с информацией и составляет письменные тексты-размышления по конкретным проблемам

 

Дополнительные ис­точ­ни­ки

 

1) Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) \ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2008.

2) Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт. Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования). - М.: Издательство МИОО, 2002. - С. 9-40.

3) Ле­щи­нер В., Пол­то­рак Д. Нор­мы и стан­дар­ты ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния в ан­г­ло­я­зыч­ных стра­нах // Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле. — 1993. № 6

4) Вайянт Ж. Образовательные стандарты в американской школе. \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. - № 3

5) Достигая высот: Основные требования к школьному обучению и примеры тестов: штат Вашингтон, 2002 (на рус.яз.)

6) Й. ван дер Ле­е­ув. Кур­сы ис­то­рии и по­лит­оло­гии в ба­зо­вом об­ра­зо­ва­нии: тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к уча­щим­ся 12—15 лет // Со­вре­мен­ные под­хо­ды в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии. Ма­те­ри­а­лы меж­ду­на­род­но­го се­ми­на­ра. — СПб.: Об­ра­зо­ва­ние. — 1996. — С. 59—68.

7)   Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). – М.. 1999.

8) Стан­дар­т­ная де­мок­ра­тия. На­ци­о­наль­ный стан­дарт по граж­да­но­ве­де­нию. США // Граж­да­но­ве­де­ние: При­ло­же­ние к «Учи­тель­ской га­зе­те». — 1996. — № 1.

 

 

 

 


[1] Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1993- с. 470.

[2] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) \ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.. 2008. – С.21.

[3] Тексты ФК ГОС по истории в Приложении и на сайте www.edu.ru

[4] Термин = родовой признак понятия + видовые признаки

  

  

 

[5] History and Social Science Standards of Learning for Virginia Public Schools (перевод О.Ю.Стреловой)

[6] Полностью структура исторического и обществоведческого образования в штате Вирджиния представлена в Теме 3.

[7] Scottish Certificate of Education. Standard Grade Arrangements in History: Foundation, General and Credit Levels in and after 1999 (извлечения). Перевод О.Ю.Стреловой.

[8] Материал подготовлен О.Ю.Стреловой с использованием статьи Р.Кушевой. Модернизация исторического образования в Болгарии \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - №5

[9] Цит. по Румяна Кушева. Методика на обучението по история. – София, 2000 – с.56 (на болг.яз.).

[10] Държавни образователни изисквания за учебно съдържание (болг.)

[11] Румяна Кушева. Методика на обучението по история. – София, 2000 – с. 63 (на болг.яз.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: